
Общая характеристика МТА
Общая характеристика МТА.
Технологические операции в СХ выполняют МТА или самоходные машины.
Машинно-тракторный агрегат- это основная разновидность сельскохозяйственного машинного агрегата, энергетическим средством для которого служит трактор, самоходное шасси или универсальное энергетическое средство.
Ряд машин работает на стационаре или при ограниченных перемещениях с приводом от электродвигателя, приводного шкива или вала отбора мощности трактора. Если двигатель вместе с рабочими органами смонтирован на раме, имеющую ходовую часть, такой агрегат называется самоходным.
В общем случае МТА для выполнения полевых работ состоит из энергетического средства- тягача, сцепки, СХМ. МТА должен удовлетворять агротехническим, техническим, экономическим и экологическим требованиям, соответствовать правилам техники безопасности и производственной санитарии.
Механизированные работы в растениеводстве выполняют МТА, представляющие собой сочетание энергетического средства, рабочих машин, вспомогательных механизмов и дополнительных устройств. К дополнительным устройствам, облегчающим управление или обслуживание агрегата, относятся маркеры, следоуказатели, визирные и сцепные устройства, а также загрузочные, грузоподъемные и другие приспособления.
Простой агрегат. Составляется из машин одного вида, например посевной агрегат.
Смешанный агрегат. Имеет часть машин навесных, а часть полунавесных или прицепных.
Комбинированный агрегат. Одновременно выполняет две или несколько разновидных технологических операций. Его составляют из машин разных видов. Например, современный посевной комплекс выполняет предпосевную обработку почвы рабочими органами различных типов, посев, внесение твердых и (или) жидких минеральных удобрений, прикатывание посевов.
Направляющие устройства. К направляющим устройствам агрегатов относятся маркеры, пенные или другого типа следоуказатели, позволяющие сохранять прямолинейность рабочих проходов, обрабатывать поля без огрехов, — с необходимыми перекрытиями между соседними проходами агрегата или стыковыми междурядьями.
В зависимости от того, работают ли машины агрегата перемещаясь по полю, на стационаре или во время кратковременных остановок, агрегат называют соответственно передвижным, стационарным или стационарно-передвижным.
Простые агрегаты (бороновальные, посевные и т.д.) выполняют одну технологическую операцию. Комбинированные агрегаты составляют из двух и более различных по назначению машин (культиватор и борона, сеялка и катки) для выполнения за один проход агрегата нескольких последовательных технологических операций.
Сложные (комбинированные) агрегаты представляют собой одну машину для выполнения ряда последовательных технологических и вспомогательных операций. В настоящее время наибольшее распространение получили почвообрабатывающие и почвообрабатывающе-посевные агрегаты, выполняющие одновременно по нескольку операций. Они обрабатывают почву, подготавливая ее за один проход для посева или посадки (предпосевная комбинация), а также совмещают обработку почвы с посевом и внесением удобрений (посевной комплекс).
Применение комбинированных МТА сокращает число проходов машин по полям и уменьшает уплотнение почвы их ходовым аппаратом, создает более благоприятные условия для повышения качества работ и проведения их в сжатые агротехнические сроки, позволяет полнее использовать тяговые возможности трактора, уменьшить трудовые и денежные затраты на выполнение полевых механизированных работ, повысить урожайность СХ культур.

Технологические характеристики машинных агрегатов
Технологические характеристики машинных агрегатов
Технологические характеристики машинных агрегатов
(показатели технологических возможностей рабочих машин) – это количественные показатели, характеризующие их способность выполнять требуемые технологические операции.
К ним относятся, прежде всего, возможные пределы регулировки глубины обработки почвы и заделки семян, высоты среза растений, нормы высева семян или дозы внесения удобрений и т.д.
Ширина захвата агрегата или машины - ширина полосы рабочего участка, обрабатываемая за один проход.
Различают конструктивную ширину захвата Bk и фактическую или рабочую Bp.
Рабочая ширина захвата может быть больше или меньше конструктивной в зависимости от того, ведут ли сплошную обработку рабочего участка или полосами. Отношение Bk/ Bp называют коэффициентом использования конструктивной ширины захвата агрегата и обозначают буквой p. Предельно допустимые значения p для различных СХМ следующие:
отвальный плуг 1,10…1,02 ( при допустимом увеличении bp до 5 см);
зубовая борона, каток, мотыга – 0,96…0,98;
лущильник и борона дисковая, культиватор для сплошной обработки – 0,96;
сеялка, сажалка, пропашной культиватор – 1,0;
рядковая жатка, косилка – 0,93…0,95;
зерноуборочный комбайн при скашивании хлебостоя – 0,96;
кукурузо-, картофеле- и свеклоуборочный комбайн – 1,0;
комбайн для уборки кукурузы, трав на силос или сенаж – 1,08-1,16;
Запас хода агрегата по технологической емкости – это длина рабочего пути агрегата между двумя последовательными заправками ли опорожнениями (разгрузками) рабочей емкости сельскохозяйственной машины.
Объем технологической емкости определяет значение, которое зависит от урожайности или нормы расхода материала, рабочей ширины захвата агрегата, коэффициента использования объема технологической емкости от плотности материала или продукта:

Технологически допустимая рабочая скорость- это скорость движения агрегата на рабочем гоне, зависящая от агротехники, условия использования и конструкции машины. Технологически допустимая рабочая скорость обозначается Vp.
Обычно задают интервалы значений Vp для конкретных сельскохозяйственных работ и машин. Для большинства не скоростных почвообрабатывающих и посевных машин Vp находится в интервале 4…8 км/ч, для скоростных – в интервале 7… 12 км/ч, для уборочных – в пределах 4…10 км/ч, причем скорость ограничивается чаще всего пропускной способностью рабочих машин.
Пропускная способность агрегата – количество материала которое может переработать агрегат за единицу времени при соблюдении агротехнических требований к качеству продукции.
Допустимое значение пропускной способности обозначается q. Действительная (фактическая) пропускная способность определяется с учетом рабочей скорости агрегата и количества материала, поступающего в агрегат на одном метре рабочего пути:

Из формулы (1.3) можно определить возможную ширину захвата уборочного агрегата при известной пропускной способности и заданной скорости; из (1.4) можно определить те же характеристики для зерноуборочного комбайна.

Классификация МТА
Классификация сельскохозяйственных МТА по основным эксплуатационным признакам:
по способу производства работ: мобильные МТА, выполняющие технологические операции при движении; стационарные, выполняющие операции на стационаре;
способу соединения сельскохозяйственных рабочих машин с трактором, самоходным шасси или универсальным энергетическим средством: прицепные, навесные, полунавесные.
Типу привода рабочих органов: тяговые, тягово-приводные, приводные;
Виду источника энергии трактора: механические (с ДВС) и электрифицированные;
Расположение рабочих СХМ в МТА относительно трактора: с задним, передним, боковым и комбинированным расположением;
Расположению относительно продольной оси трактора: - симметрично и ассиметрично;
Числи сельскохозяйственных машин в МТА: одно- и многомашинные;
Виду выполняемых работ: пахотные, посевные и посадочные, комбинированные, для ухода за посевами и посадками, уборочные, транспортные, для приготовления кормов;
Составу рабочих машин и числу одновременно выполняемых технологических операций: однородные ( одна или несколько однотипных машин выполняют одну технологическую операцию); комбинированные ( МТА из нескольких машин или одной машины, снабженной разными рабочими органами выполняет несколько технологических операций); комбайновые (самоходная машина выполняет несколько технологических операций, обычно по уборке СХ культур); универсальные (с сельскохозяйственной машиной, имеющей сменные рабочие органы для выполнения различных операций).

Требования к комплектованию агрегатов
Как уже отмечалось МТА должен удовлетворять агротехническим, техническим, экономическим и экологическим требованиям, соответствовать правилам техники безопасности и производственной санитарии. Рассмотрим эти требования подробнее.
Агротехнические требования задают количественные требования к качеству работы или получаемой продукции. Обеспечение заданных показателей качества работы в конкретных природно-климатических, почвенных, ландшафтных условиях позволяет приблизиться к созданию наиболее благоприятных условий выращивания сельскохозяйственных культур, способствует увеличению урожайности, повышает эффективность использования МТА. На их основе подбирается сельскохозяйственная машина и набор рабочих органов. Агротехнические требования определяют, какие регулировки рабочих органов сельскохозяйственных машин необходимо выполнять. Проведение регулировок зависит от устройства рабочих органов.
Технические требования направлены на полную загрузку трактора при работе и на выбор режимов работы, обеспечивающих выполнение агротехнических требований и наивысшую производительность МТА. Полная загрузка трактора обеспечивается при комплектовании МТА: производится определение параметров сельскохозяйственной машины (ее ширина захвата и возможная рабочая скорость), проводятся необходимые установки и регулировки трактора и соединенной с ним сельскохозяйственной машины перед выездом в поле на специальной площадке, которые уточняются при первых проходах по полю.
Экономические требования состоят в том, чтобы обеспечить наибольшую урожайность и качество собранной продукции при меньших затратах всех ресурсов (расхода топлива, затрат труда и т.д.). Это достигается в первую очередь выбором технологии производства зерна, картофеля, кормов и другой продукции. Большое значение имеет повышение производительности МТА, так как это ведет к снижению затрат труда, топливо-смазочных материалов и запасных частей на единицу выполненных механизированных работ и на 1 кг полученного урожая.
Обеспечение безопасности, удобства работы и обслуживания для механизаторов и вспомогательных рабочих должно быть обусловлено соблюдением требований охраны труда, наличием прямой и обратной связи между механизаторами, обслуживающими агрегат, правильным размещением осветительных средств для работы в ночное время, возможностью удобно и быстро провеститехнологическое и техническое обслуживание агрегата на стационаре и в полевых условиях.
Возможность качественно выполнять сельскохозяйственные работы во многом зависит от схемы комплектования МТА. Схемы комплектования МТА зависят от приспособленности трактора к различным видам его соединения с сельскохозяйственными машинами, состава машин, их расположения относительно трактора и друг друга, способа привода рабочих органов в действие. Наиболее распространенные схемы МТА
Элементы МТА и сельскохозяйственной машины можно разделить по назначению на несколько групп: источник энергии — Э, соединительные — Н, технологические — Т, передаточные и исполнительные механизмы — М, транспортирующие — П, обслуживания — О, управления — А, сервиса (удобства) — У, транспортные — Д.
В МТА сельскохозяйственные машины являются технологическими элементами, так как именно они выполняют технологический процесс. В сельскохозяйственной машине технологическими элементами будут являться рабочие органы.
Так как в технологическом процессе участвуют только технологические элементы, то целесообразно уменьшать долю всех других элементов в машине. Долю элементов А, О, У едва ли можно уменьшить в связи со стремлением снизить время на обслуживание, облегчить управление, улучшить условия труда и внедрить автоматизацию и компьютеризацию. Доля и сложность элемента М в машинах, выполненных на основе существующих рабочих органов, существенно уменьшена быть не может, поэтому большие резервы совершенствования заложены в совершенствовании элементов Н и П — соединительных и транспортирующих. Это направление совершенствования МТА привело к изменению его структуры — переходу от использования агрегатов из набора машин с использованием сцепок к использованию комбинированных широкозахватных машин и модульных комбинированных МТА

Энергетические средства МТА
Мобильным энергетическим средством (МЭС), ведущим звеном МТА являются трактор, самоходное шасси или универсальное энергетическое средство, а ведомым — сельскохозяйственная машина или набор сельскохозяйственных машин.
Наибольшее распространение как мобильное энергетическое средство получили тракторы, поэтому последующее описание МЭС проводится применительно к трактору. Для эффективного использования МТА необходимо знать особенности устройства трактора, особенно тех его составных частей, которые определяют эффективные схемы его комплектования с сельскохозяйственными машинами и наиболее полного использования их возможностей, т.е. условия работы с наивысшей производительностью и качеством. Поэтому далее большое внимание уделяется назначению и характеристике гидравлической навесной системе, навесного механизма, ВОМ, дополнительного оборудования, особенно кабины, так как от условий работы тракториста в значительной степени зависит эффективное использование МТА.
Чтобы выполнить большое количество разнообразных по своему характеру работ, сельскому хозяйству нужны тракторы различных типов. Совокупность моделей тракторов, выпускаемых для удовлетворения потребностей сельского хозяйства, образует типаж тракторов. Классификационный показатель типажа — тяговый класс. Современный типаж тракторов состоит из тяговых классов, которые различаются значением номинального тягового усилия Pкр, Реализуемое трактором на стерне чернозема или суглинка нормальной влажности и плотности при условии, что буксование движителей не превышает допустимых значений.
В сельскохозяйственном производстве наибольшее применение получили тракторы девяти классов с тяговым усилием 2, 6, 9, 14, 20, 30, 40, 50, 60 кН, которые обозначаются как классы тракторов: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6. Каждый класс содержит одну базовую модель и ее несколько разновидностей (модификаций), которые используют для выполнения различных специальных сельскохозяйственных операций. Модификация представляет собой видоизмененную модель базового трактора, сохраняющую его основные агрегаты, но снабженную видоизмененными агрегатами
и дополнительным оборудованием.
Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по следующим признакам:
по назначению — общего назначения, универсально-пропашные, специализированные;
типу ходовой части — колесные и гусеничные;
типу остова — рамные, полурамные, безрамные

Технический уровень современных тракторов
Технический уровень современных тракторов
Среди выпускаемых тракторов наиболее распространены колесные полноприводные тракторы классической компоновки мощностью двигателя 50…100 кВт. Гусеничные тракторы выпускают в основном мощностью двигателя 40,5…70,0 кВт. Мощность некоторых моделей достигает 500 кВт. Выпускаются также тракторы интегральной схемы различной компоновки; в небольшом количестве выпускаются самоходные шасси.
В устройстве отечественных и зарубежных тракторов используются классические, проверенные временем конструкторские решения: двигатели внутреннего сгорания (с цилиндропоршневой группой), шестеренчатые коробки перемены передач и трансмиссии, колесные и гусеничные движители, гидронавесная системаи стандартная компоновка.
Значительно повышен уровень автоматизации и интеллектуализации тракторов за счет применения электроники. Предлагается даже робот-трактор. Предложена концепция гарантийно-адаптивного управления рабочими процессами МТА для обеспечения заданных агротехнологических показателей. Все это дает возможность повысить надежность тракторов, увеличить производительность МТА и на более высокий уровень поднять качество их работы. Рассматриваются вопросы разработки технологии создания «живых машин», которые будут сочетать положительные качестваживых организмов и технических систем.
Большое распространение на тракторах получили электронные системы управления дозированием топлива, скоростными и нагрузочными режимами работы бесступенчатых коробок перемены передач, независимой подвеской колес, гидронавесной системой, системой гашения колебаний сиденья, выравниванием кабины на склонах.
Иностранные дизельные двигатели имеют удельный расход топлива от 150 до 159 г/л.с.-ч, угар масла от 0,2…0,3%. В иностранных двигателях увеличивают число клапанов, что дает возможность уменьшить расход топлива, особенно на частичных нагрузках и холостом ходу, уменьшить токсичность выхлопных газов, внедряются электронные системы управления подачей топлива.
Применяются муфты сцепления, работающие в масле, многодисковые или в виде гидромуфт, которые по сравнению с «сухими» более износостойки.
Коробки перемены передач (КПП) колесных тракторов малой и средней мощности выполняют только синхронизированными; тракторов большой мощности — с переключением передач под нагрузкой (как и на отечественных) или бесступенчатыми гидрообъемными двухпоточными с электрогидравлическим программируемым переключением передач. Эти КПП имеют большее число ступеней и транспортные скорости у гусеничных тракторов до 30 и у колесных до 40…50 км/ч. На зарубежных тракторах применяются коробки перемены передач с автоматическим переключателем передач как внутри диапазонов, так и между ними. При этом электронная система управления производит автоматическое переключение передач и программирование их выбора в зависимости от режима работы двигателя и нагрузки.
На тракторах (например, средней мощности) устанавливают трех- или четырехскоростные ВОМ.
Максимальная грузоподъемность гидронавесных систем зарубежных тракторов — до 8 030 кг.
Увеличение рабочих и транспортных скоростей вызвало необходимость использования независимой пневматической или гидропневматической подвесок передних ведущих мостов, что не только улучшает условия работы тракториста, но и повышает тягово-сцепные свойства трактора. На тракторах некоторых фирм подрессорены оба моста. При этом предусмотрена возможность включать и выключать подвеску с места водителя. Начинает применяться подрессоривание кабины, а также сиденья тракториста
с активным демпфированием колебаний.
Ведущие фирмы ряда стран уже в течение ряда лет оснащают подавляющее большинство своих моделей резиноармированными гусеницами, приближающими гусеничные тракторы по плавности хода на повышенных скоростях к колесным.
Кабины тракторов отвечают современным требованиям по уровню шума, в основном (72…76 дБ), а также по эффективности подвески относительно остова, по нормализации микроклимата, рациональному размещению педалей и рычагов управления.
По заказу на тракторы может устанавливаться навигационная система, которая работает в комплексе с системой глобального позиционирования и осуществляет полуавтоматическое или автоматическое вождение трактора, что особенно эффективно при работе широкозахватных МТА.

Эксплуатационные показатели тракторов и сельскохозяйственных машин
Эксплуатационные показатели тракторов
Технологические операции в сельскохозяйственном производстве выполняют, как правило, МТА или самоходные машины. Одномашинные МТА включают в себя трактор и сельскохозяйственную машину. В последнее время дополнительно к тракторам стали использовать самоходные шасси и универсальные энергетические средства.
Для эффективного использования техники необходимо знать ее эксплуатационные свойства.
Эксплуатационные показатели двигателя. Основными эксплуатационными показателями двигателей являются:
§ крутящий момент двигателя М, кНм;
§ эффективная мощность двигателя Ne, кВт (приводится в технической характеристике трактора в разделе «Двигатель»);
§ удельный расход топлива ge , г/кВт-ч (приводится в технической характеристике трактора в разделе «Двигатель»);
§ номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя nH, мин-1 (приводится в технической характеристике трактора в разделе «Двигатель»);
§ часовой расход топлива GT, кг/ч;
Часовой расход топлива определяется по формуле
Крутящий момент двигателя M может быть определена по формуле
Эти показателя определяются в режиме холостого хода, номинальной и максимальной нагрузкой по скоростной характеристике при торможении двигателя на стенде.
В дополнение к этому могут использоваться динамические показатели эксплуатационных свойств двигателя.
Показатели эксплуатационных свойств трактора. Эксплуатационные свойства тракторов оцениваются следующими основными показателями:
§ Тяговая мощность Nk? кВт;
§ Тяговое усилие (сила тяги на крюке) Pкр, кН;
§ Рабочая скорость Vp, км/ч;
§ Часовой расход топлива GT, кг/ч;
§ Коэффициент буксования d, %;
§ Тяговый КПД трактора hтяг;
Эти показатели определяются при тяговых испытаниях трактора на различных передачах и фонах (стерня; поле, подготовленное под посев, и асфальт).
Помимо этого эксплуатационные свойства тракторов оцениваются проходимостью по местности и в междурядьях растений, маневренностью и устойчивостью движения, удобством агрегатирования и ТО, легкостью управления и безопасностью работы, периодичностью и трудоемкостью ТО, надежностью, долговечностью и ремонтопригодностью деталей, степенью унификации с другими тракторами.

Способы улучшения тягово-сцепных свойств
Способы улучшения тяговых качеств колесных тракторов. Для работы трактора с наибольшей возможной силой тяги на крюке следует принимать меры, улучшающие тяговые свойства трактора. Эти меры касаются повышения технического состояния его механизмов и систем, а также проведения мероприятий по улучшению его комплектования (подбор и регулировка сельскохозяйственных машин) и взаимодействия с почвой.
Прежде всего, следует поддерживать трактор в нормальном техническом состоянии, проводить ежесменные и плановые ТО. Необходимо уменьшить потери мощности в трансмиссии, которые зависят от трения в сочленениях деталей и перемешивания масла. Правильная регулировка механизмов трактора и хорошая приработка деталей снижают потери мощности на трение. Недостаток смазки, как и заправка смазочными материалами коробок передач, ходовой части и других емкостей выше уровней, рекомендуемых заводами-изготовителями, увеличивает потери на трение или
перемешивание масла. Поэтому за уровнем масла следует строго следить. Использовать нужно только те марки смазочных веществ, которые указаны в заводских руководствах. У колесных тракторов при асимметричной нагрузке часть мощности двигателя расходуется на работу гидроусилителей механизмов управления поворотом при поддержании заданного направления движения. Поэтому следует снижать эти потери правильным присоединением машин к агрегату.
На малосвязанных почвах, когда опорная поверхность ходовой части колесных тракторов не обеспечивает достаточного сцепления с почвой, используют различные специальные шины, сдвоенные колеса, полугусеничный движитель, а особенно гусеничные тракторы.
При недостаточной сцепной массе ее увеличивают установкой дополнительных грузов на ведущие колеса, заливкой в шины водного раствора хлористого кальция (или воды) и применением навесных машин.
При работе на рыхлой почве снижение давления в шинах ведущих колес позволяет значительно уменьшить буксование, а при работе на плотных почвах уменьшение давления увеличивает потери на самопередвижение трактора. Поэтому при подготовке тракторов следует устанавливать давление в шинах в соответствии с состоянием почв.
В конструкциях некоторых тракторов, например, типа «Беларус», предусмотрены гидроувеличители сцепной массы (ГСМ) с гидроаккумуляторами. Они позволяют улучшить сцепные свойства тракторов, уменьшить буксование, что повышает производительность агрегата и снижает расход топлива, особенно на рыхлых и влажных почвах.
Пользоваться гидроувеличителем следует при работе трактора с навесными почвообрабатывающими и другими машинами, имеющими значительное тяговое сопротивление. При применении гидроувеличителя в цилиндре механизма задней навески создается давление, под действием которого часть массы навесного орудия передается на трактор. Сила тяжести с навесного орудия полностью передается на задние колеса трактора. Одновременно
эта сила, приложенная на определенном расстоянии впереди от оси задних колес, перераспределяет нагрузку между передними и задними колесами трактора, значительно увеличивает сцепную массу. Следует иметь в виду, что разгрузка переднего моста трактора сверх допустимой нормы (60% статической) ухудшает его ходовую устойчивость и управляемость. Давление подпора должно обеспечивать устойчивое движение рабочих органов машин. Опорное колесо машины должно непрерывно копировать
рельеф поля, передавая на почву. Применение гидроувеличителя также снижает износ шин задних колес. Для сохранения сцепных свойств трактора к его переднему брусу присоединяют дополнительные грузы. Большой эффект в снижении потерь на самопередвижение дает тщательная и правильная регулировка и очистка ходовой части.
Эксплуатационные показатели сельскохозяйственных машин
Эксплуатационные свойства (характеристики) рабочих машин, учитываемые при их выборе для данной технологической операции и конкретных условий, а также комплектовании агрегатов:
§ агротехнологические — предельные технологические параметры (предельно допустимая по условиям работы скорость движения, допустимые потери, объем технологических емкостей и т.д.). Они обусловливают качество выполнения технологической операции;
§ энергетические — потребление механической энергии рабочей машиной при работе (сопротивление рабочих машин) или развитие мощности машиной-двигателем (например, трактором). Эти свойства имеют решающее значение при определении количественного состава агрегата;
§ маневровые — прямолинейность хода, поворачиваемость, устойчивость движения, проходимость. Имеют решающее значение при работе в горных районах, на склонах, малых участках и коротких гонах;
§ технические — показатели надежности (ремонтоспособность, долговечность, сохраняемость и др.), масса, скорость движения, форма, ширина захвата и т.д.;
§ эргономические — эстетические показатели, безопасность труда, санитарно-физиологические условия труда и т.д.
Технико-экономические свойства агрегата определяются его производительностью, а также затратами труда, расходом топлива и стоимостью, затраченными на выполнение работы, выраженной в единицах площади, объема или массы.
Разнообразие технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур вызывает необходимость иметь большое количество различных сельскохозяйственных машин, удовлетворяющих определенным требованиям и обладающих необходимыми эксплуатационными свойствами.
К главным эксплуатационным свойствам машин относят:
§ качество работы, соответствующее агротехническим требованиям;
§ определенное тяговое сопротивление или мощность, идущую на привод рабочих органов;
§ принятый диапазон ширины захвата;
§ скорости движения, допускаемые по качеству работы и прочности машин;
§ возможный диапазон регулировок (по глубине обработки, нормам расхода материалов и т.д.);
§ удобство технологического и технического обслуживания, доступность и простота регулировок;ƒ
§ надежность и долговечность основных деталей и сборочных единиц;
§ степень универсализации машины, т.е. возможность выполнять с ее помощью разные операции в различные периоды полевого сезона;ƒ
§ степень унификации сборочных единиц и деталей.
Основной эксплуатационный показатель. Основным эксплуатационным показателем сельскохозяйственных машин является удельное тяговое сопротивление, так как оно характеризует энергоемкость машины, отнесенную к ее ширине захвата — удельную энергоемкость.
Удельное тяговое сопротивление машины зависит от типа и состояния почвы, рабочей скорости и глубины обработки, а также от технического состояния, соблюдения заданных регулировок и правильности соединения машины с трактором и сцепкой. Затупление лезвий лемехов, лап и других рабочих органов машин, налипание на них почвы, ухудшение обтекаемости сошников, по-вышенное трение в подшипниках и втулках опорных колес приводит к существенному увеличению удельного тягового сопротивления.
Рабочие скорости основных сельскохозяйственных машин представлены в табл. 2.4. Следует иметь в виду, что рабочие скорости приобретаемых машин будут больше тех, что указаны в табл. 2.4. Они будут ближе к наиболее целесообразным, поэтому окончательно выбирать скорость МТА требуется с учетом указанной в технической характеристике сельскохозяйственной машины.
Показатели эксплуатационных свойств МТА определяются эксплуатационными свойствами трактора и сельскохозяйственной машины, но могут значительно ухудшаться при неправильном комплектовании агрегатов и невыполнении необходимых регулировок и установок.
Основными показателями эксплуатационных свойств МТА являются: сопротивление агрегата Rагр; ширина захвата агрегата Bагр; рабочая скорость; производительность и сменная выработка; погектарный расход топлива GT, кг/ч; затраты труда на единицу работы.
Сельскохозяйственные агрегат классифицируют по следующим основным эксплуатационным признакам:
§ по способу производства работ: мобильные, стационарные, стационарно-передвижные;
§ способу соединения рабочих машин с машиной-двигателем: прицепные, навесные, полунавесные;
§ способу привода рабочих органов: от двигателя машины, собственного двигателя, от опорно-приводных колес;
§ виду источника энергии: механические, электрофицированные;
§ расположению рабочих машин в агрегате относительно машины-двигателя: с передним, задним, задним, комбинированным;
§ числу машин в агрегате: одно- и многомашинные;
§ виду выполняемых работ: уборочные, пахотные, посевные, транспортные, для приготовления кормов;
§ составу рабочих машин и числу одновременно выполняемых технологических операций: однородные, комплексные, комбайновые, универсальные.