Структура урока физическая культура
Подготовительная часть урока
Подготовительная (вводная) часть урока - должна играть вспомогательную роль, создавать предпосылки для основной учебной воспитательной работы, ее продолжительность 10-15 мин.
Цель вводной части урока физической культуры - обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки.
Достижение цели осуществляется решением следующих педагогических задач урока:
- организовать коллектив учащихся класса, овладеть их вниманием;
- дать учащимся установку на активную познавательную деятельность;
- создать благоприятные психические и эмоциональные условия взаимодействия деятельностей
преподавания и учения;
- организовать постепенное включение в работу органов и систем, общее разогревание
опорно-двигательного аппарата учащихся;
- сформировать готовность к выполнению учебной работы в основной части урока.
По мере необходимости можно решать и некоторые образовательные и воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функции - введению учеников в работу.
Средства - разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо освоена
занимающимися или же поддается быстрому усвоению:
- различные построения и перестроения;
- варианты ходьбы, бега и прыжков, выполняемых в рамках постепенно повышающихся, но
относительно умеренных нагрузок;
- хорошо знакомые игры (не связанные с большим напряжением или длительными паузами в
деятельности отдельных учеников).
Основная часть урока
В основной части урока должны быть достигнуты результаты, предусмотренные учебной программой, документами оперативного и текущего программирования и планами образовательных, воспитательных, развивающих (оздоровительных) мероприятий. ее продолжительность 25-30 мин.
Цель - обеспечить активную учебную работу учащихся для получения конкретных знаний, двигательных инструктивных навыков и умений, выраженных сдвигами психических, морфофункциональных показателей развития двигательных, духовно - нравственных и волевых качеств занимающихся.
Достижению цели основной части способствует решение следующего комплекса педагогических
задач:
- общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, а также воспитание и поддержание хорошей осанки, закаливания
организма;
- вооружение учащихся общими и специальными знаниями;
- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного,
прикладного и спортивного характера;
- общее и специальное воспитание двигательных (физических), а также проявляемых в
двигательной деятельности моральных, интеллектуальных и волевых качеств.
Одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания.
Средства - разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение перечисленных задач.
В основную часть могут включаться и упражнения, характерные для вводной и заключительной частей, если необходимо создать какие - либо дополнительные предпосылки для проведения основных упражнений, восстановить временно снизившуюся работоспособность.
Заключительная часть урока
Цель - приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, а также создание по возможности установки на предстоящую учебную деятельность, ее продолжительность 3-5 мин.
Наиболее характерные задачи этой части:
- снижение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы;
- снятие излишнего напряжения отдельных групп мышц;
- подкрепление навыка правильной осанки;
- регулирование эмоционального состояния;
- подведение итогов учебной деятельности, краткий разбор, если необходимо, отдельных
моментов поведения учащихся;
- задания на дом.
Средства:
- варианты ходьбы и других естественных движений, направленные на постепенное снижение
напряжения функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем;
- упражнения на расслабление и осанку;
- специальные упражнения на внимание;
- танцевальные упражнения и игры относительно спокойного характера;
- художественные формы передвижений под музыку, песню.
Временные рамки и содержание рассмотренных частей урока весьма изменчивы, так как зависят от особенностей и состояния занимающихся, задач, намеченных для данного занятия, специфики избранных средств, общей продолжительности урока, внешних условий работы и других факторов.
В начальной школе объем времени урока (45 мин) равномерно распределяется на вводную и заключительную части и составляет 11 — 13 мин, или по 20 — 25 %. При этом в I и II классах.