Задачи урока физической культуры
Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического
воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности:
образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Образовательные задачи
Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и
навыками выполнять физические упражнения.
Самым главным при формулировке образовательных задач является правильное определение этапа
обучения двигательному действию, далее он выступает в качестве предписания, какие общие и
частные задачи и в какой последовательности их ставить.
Если упражнение в соответствии с учебной программой изучается только в одном классе,
является относительно простым по технике выполнения, но значимым в прикладном отношении, то
уместно использовать глагол «научить», т.е. последовательно на одном занятии пройти все три
этапа обучения двигательному действию
Если упражнение уже изучалось в предыдущем классе, то при его дальнейшем освоении на втором
этапе обучения двигательному действию могут быть использованы такие глаголы, как:
- «повторить», «углубить», «конкретизировать»;
- «усовершенствовать», «добиться»;
- «продолжить», «восстановить» (предшествующий опыт), «пополнить»;
- «оптимизировать», «повысить» (эффективность);
- «завершить» (формирование двигательного умения), «оценить».
В случае, когда в процессе освоения двигательного действия учащиеся выходят на третий этап
обучения, дополнительно используют такие глаголы, как:
- «довести» (двигательное действие до навыка);
- «обеспечить» (стабильность и вариативность выполнения упражнения);
- «закрепить», «совершенствовать»;
- «гармонизировать» (технику движений и уровень развития двигательных способностей);
- «оценить».
Оздоровительные задачи
Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физическое развитие, и физическую подготовку., формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм учащихся.
Основанием для постановки оздоровительных задач помимо учебной программы являются данные медицинских осмотров, результаты тестирования и предварительной проверки физической готовности учащихся.
Эта группа задач включает в себя воспитание двигательных качеств, укрепление отдельных мышечных групп, развитие функциональных систем, повышение амплитуды движений, профилактику нарушения осанки, плоскостопия, простудных заболеваний, совершенствование телосложения, повышение работоспособности, закаливание и улучшение здоровья.
Основанием для постановки оздоровительных задач помимо учебной программы являются данные медицинских осмотров, результаты тестирования и предварительной проверки физической готовности учащихся.
Эта группа задач включает в себя воспитание двигательных качеств, укрепление отдельных мышечных групп, развитие функциональных систем, повышение амплитуды движений, профилактику нарушения осанки, плоскостопия, простудных заболеваний, совершенствование телосложения, повышение работоспособности, закаливание и улучшение здоровья.
Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.
Воспитательные задачи
При постановке воспитательных задач исходят из общих воспитательных установок, сформулированных в пояснительной записке программы по предмету «физическая культура».
Это могут быть задачи, связанные с воспитанием нравственных качеств, самостоятельности, коллективизма, трудолюбия, бережного отношения к инвентарю и оборудованию, привития навыков здорового образа жизни, приобщения к регулярным занятиям физическими упражнениями, стремления к росту результатов (достижений).
Для их формулирования можно прибегать к использованию глаголов: «воспитывать», «развивать», «приучать», «содействовать», «прививать», «формировать», «повышать» (степень ответственности), «усиливать» (интерес, внимание).