на главную
Основные сведения о восстановлении деталей промышленного оборудования
Изучите материал о методах восстановления деталей промышленного оборудования. Чтобы перейти к учебным материалам, кликните на каждую из иконок.
Восстановление деталей под ремонтный размер
Сущность данного способа заключается в том, что одну из сопрягаемых деталей обрабатывают до заранее заданного ремонтного размера, а другую заменяют новой деталью соответствующего ремонтного размера. Как правило, ремонтируют сложную и дорогостоящую деталь, а заменяют более простую и дешевую. При этом способе восстанавливают геометрическую форму и чистоту поверхности деталей, работоспособность сопряжения, так как обработку под ремонтный размер осуществляют с теми же допусками, с которыми изготовляют новые детали.
Различают три вида ремонтных размеров: стандартные, регламентированные, свободные.
Стандартные ремонтные размеры используют для поршней, поршневых колец, поршневых пальцев, толкателей, вкладышей. Эти детали изготовляет промышленность.
Регламентированные ремонтные размеры установлены техническими условиями на восстановление деталей. При этом механическую обработку производят до достижения заданной величины.
Свободные ремонтные размеры предусматривают обработку до получения правильной геометрической формы и чистоты рабочей поверхности деталей. Сопряженную деталь подгоняют к восстановленной до свободного ее размера. Детали обрабатывают, оставляя припуск для окончательной подгонки по месту.
Количество ремонтных размеров n определяют по формуле. Например, для валов оно составляет
Восстановление деталей склеиванием
Технологический процесс склеивания состоит из подготовки деталей к склеиванию, их соединения, сжатия, выдержки при заданной температуре и последующей механической обработки. Клеи используют при восстановлении кузовов, приклеивании накладок на пробоины, заделке трещин, наклейке фрикционных накладок на тормозные колодки.
Для ремонта применяют клеи БФ-2, БФ-4, ВС-10Т.
Клеями БФ-2 и БФ-4 соединяют металлы, пластмассы. При температуре 140...150°С и давлении 0,5...1 МПа время выдержки 30...60 мин. Указанные клеи рекомендуется использовать при склеивании деталей, работающих при температуре не выше 80° С.
Клеем ВС-10Т соединяют детали, работающие в диапазоне температур от -60 до +100° С. На подготовленные поверхности наносят первый слой клея и детали выдерживают на воздухе 15...20 мин, затем наносят второй слой клея и выдерживают 10...15 мин. При сушке в сушильном шкафу время выдержки сокращается до 5 мин. После соединения склеиваемых поверхностей строго соблюдают режим отверждения клея: удельное давление 0,1...0,3 МПа, температура 140-180°C, время отверждения 45 мин. Нагрев и последующее охлаждение производят со скоростью 3...4°С в минуту. Соединенные клеем ВС-10Т поверхности устойчивы к воздействию влаги, нефтепродуктов и не вызывают коррозии металлов.
В ремонтном производстве при восстановлении деталей все более широко применяют различные виды синтетических материалов, эпоксидные составы. Их используют для устранения механических повреждений на деталях (трещин, пробоин, отколов), для компенсации износа рабочих поверхностей деталей, а также соединения деталей склеиванием. Большое внимание к использованию синтетических материалов объясняется простотой технологического процесса и применяемого оборудования, невысокой трудоемкостью процесса, достаточно высокими физико-механическими свойствами пластмасс, низкой их стоимостью.
Восстановление деталей способом пластического деформирования
Способ основан на использовании пластических свойств металла, из которого изготовлены детали. Пластичность металлов — это их свойство необратимо деформироваться под действием механических нагрузок.
Узловая распределительная подстанция (УРП)
Эти способы наиболее распространены в ремонтном производстве. Их отличают высокая производительность, низкая себестоимость, простота технологии.
Сваркой устраняют механические повреждения в деталях (трещины, отколы, пробоины).
В процессе ремонта используют большей частью дуговую сварку, при которой местное плавление свариваемых деталей осуществляется электрической (сварочной) дугой. Она представляет собой мощный устойчивый электрический разряд, происходящий в газовом промежутке между электродами либо между электродом и изделием.
Для получения дуги нужна электрическая цепь с источником питания Для питания дуги электрическим током пользуются при переменном токе сварочным трансформатором, при постоянном токе — сварочным преобразователем, агрегатом с двигателем внутреннего сгорания или сварочным выпрямителем. От источника питания 5 ток подводится сварочными проводами 4 через электрододержатель 3 к электроду 2 и свариваемой детали 6, между которыми горит дуга 1, включив источник питания, зажигают дугу и поддерживают ее горение. Для зажигания дуги на выводах источника питания должно быть напряжение в несколько десятков вольт.
Восстановление деталей методом электролитического наращивания
Из этих способов при ремонте чаще всего используют хромирование и железнение.
Хромирование. Процесс протекает в стальной ванне С внутренней облицовкой 3 из свинца или винипласта. Электролит 4 представляет собой раствор, состоящий из хромового ангидрида, серной кислоты и дистиллированной воды. Восстанавливаемую деталь 2 подвешивают в ванне на подвеске, присоединенной к отрицательному полюсу источника тока. Таким образом, деталь служит катодом. В ванне находится несколько пластинок из сплава свинца и сурьмы, присоединенных к положительному полюсу источника тока. Суммарная площадь пластинок (анода 1) должна в 2…2,5 раза превышать площадь катода.
Восстановление деталей напылением металла
Напыление — один из способов нанесения металлических покрытий на изношенные поверхности. Сущность процесса состоит в распылении предварительно расплавленного материала струей воздуха, плазмы или пламенем газов и их смесей. Мелкие частицы расплавленного металла подаются на детали с высокой скоростью, деформируются при ударе об их поверхность, внедряются в ее неровности и образуют металлическое покрытие.
Преимущества способа — высокая производительность процесса в сочетании с простотой технологии и применяемого оборудования, а также высокая износостойкость покрытий и возможность нанесения их толщиной до 10 мм и более практически из любых металлов. Недостатки процесса — невысокая прочность сцепления покрытия с основным металлом при пониженной механической прочности.
По способу получения тепловой энергии для нагрева распыляемого материала напыляющие аппараты подразделяют на дуговые, газовые, высокочастотные и плазменные.
Дуговое напыление, заключается в расплавлении электрической дугой исходного материала и напылении его струей сжатого воздуха на поверхность детали. Электрическая дуга горит между двумя проволоками, протягиваемыми роликами. Струя сжатого воздуха вытягивает дугу. Размер распыляемых частиц колеблется в пределах 10..50мкм. Скорость напыления на расстоянии 30 мм от сопла — до 250 м/с. Толщина напыленного слоя составляет от 20 мкм до 10 мм. Для электродугового напыления используют аппараты ЭМ-ЗА, ЭМ-9, ЭМ-б, ЭМ-10.
Газопламенное напыление осуществляют с помощью аппаратов , в которых металлическая проволока или порошковые материалы распыляются ацетилене кислородным пламенем или пламенем других горючих газов в смеси с кислородом. При этом способе повышается прочность сцепления, уменьшаются размеры распыливаемых частиц металла и снижается его окисление. Недостатки — низкая производительность и сложность установки.
Для газопламенного напыления применяют аппараты ГИМ-1М, ГИМ-2М, МГИ-1-57, МГИ-2-65.
Восстановление деталей пайкой
Способ заключается в соединении двух металлических поверхностей, находящихся в твердом состоянии, с помощью припоя (расплавленного промежуточного металла или сплава), температура плавления которого меньше, чем у основного металла.
Пайку в ремонтном производстве применяют при восстановлении радиаторов, топливных баков, топливопроводов, электрооборудования.
Качество, прочность и эксплуатационная надежность паяного соединения зависят от выбора припоя. Припои с верхней температурной границей плавления до 500°С относятся к мягкоплавким, а выше 500°С — к тугоплавким.
В процессе пайки оксидов на соединяемых поверхностях могут образовываться тугоплавкие оксиды. Чтобы воспрепятствовать этому, применяют флюсы, которые растворяют пленки оксидов на поверхности металла и припоя, улучшают условия смачивания этой поверхности припоем, сохраняют свой состав и свойства в процессе пайки, не вызывают коррозии паяных соединений и не выделяют ядовитых газов при нагреве. В качестве флюса применяют состав из 10% фтористого натрия, 8% хлористого цинка, 32% хлористого лития и остальное — хлористый калий.
Для пайки мягкоплавкими припоями применяют жидкие флюсы, представляющие собой водные растворы хлористых солей — хлористого цинка и хлористого аммония (нашатыря). Концентрация раствора хлористого цинка 20...50%, Флюс поставляют в готовом виде.
Электроискровая обработка деталей.
Сущность процесса электроискровой обработки, заключается в использовании явления электролитической эрозии (разрушения) и переносе металла инструмента (анода) 2 на наращиваемую поверхность детали (катод) 1 при прохождении искровых разрядов между ними.
Процесс электроискровой обработки протекает следующим образом. При подключении установки к источнику тока конденсаторы С заряжаются, а при замыкании цепи в результате непосредственного контакта электродов или за счет пробоя межэлектродного пространства разряжаются с образованием мощного электроискрового разряда. Электрический разряд вызывает резкое повышение температуры (до 10000...15000° С), в результате чего металл анода плавится, закипает и взрывается. При взрыве частицы расплавленного металла анода выбрасываются и, достигая поверхности детали (катода), оседают на ней. Для периодического замыкания и размыкания цепи электрод (инструмент 2) совершает колебательные движения, которые создаются электроконтактным вибратором, питаемым от сети переменного тока промышленной частоты. Толщина наращиваемого этим способом слоя металла не превышает 0,2...0,3 мм.
Восстановление деталей под ремонтный размер
Восстановление деталей склеиванием
Восстановление пластинчетым деформированием
Восстановление деталей сваркой и наплавкой
Электрическое наращивание
Восстановление деталей напылением металла
Восстановление деталей пайкой
Электроискровая обработка деталей