Нефти различных месторождений отличаются друг от друга по химическому составу, фракционному составу и физико-химическим свойствам. Существуют следующие классификации нефтей:
- по геохимическому происхождению;
- по физико-химическим свойствам;
- по фракционному химическому составу.
Такое разделение нефтей определяет направление их переработки и возможность получения тех или иных нефтепродуктов.
Классификация нефтей по плотности:
На начальном этапе развития нефтяной промышленности основным показателем качества нефти была плотность.
Нефти по плотности делили на:
В лёгких нефтях содержится больше бензиновых фракций, мало смол и серы. Из нефтей этого типа вырабатывают масла высокого качества.
Тяжёлые нефти характеризуются высоким содержанием смол, из них получают битумы.Эта классификация довольно условная, может быть использована при транспортировке нефти и для примерной её оценки при приёмке на заводе.
Классификация нефтей по вязкости:
От 0,5 до 10 сПз – маловязкие;
От 10 до 50 сПз – средне вязкие;
От 50 до 200 сПз – высоковязкие;
более 200 сПз – сверхвязкие нефти, на добычу которых, по действующему налоговому законодательству предоставляется нулевая ставка НДПИ. НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых, в 2012 году составляет 446 рублей на 1 тонну добытой нефти
Химическая классификация
Классификация, отражающая только химический состав нефти, предложена Грозненским нефтяным научно-исследовательским институтом (ГрозНИИ). В основу этой классификации положено преимущественное содержание в нефти какого-либо одного или нескольких классов углеводородов.
Различают 6 типов нефтей: парафиновые, парафино-нафтеновые, нафтеновые, парафино-нафтено-ароматические, нафтено-ароматические, ароматические.
Парафиновые нефти: все фракции содержат значительное количество алканов, бензиновые не менее 50 %, масляные – 20 % и более.
Парафино-нафтеновые нефти: в их фракциях преобладают алканы и циклоалканы.
Нафтеновые нефти: во всех фракциях характерно высокое (до 60 % и более) содержание циклоалканов.
Парафино-нафтено-ароматические нефти углеводороды всех трёх классов содержатся примерно в равных количествах.
Нафтено-ароматические нефти преимущественно содержат циклоалканы и арены, особенно в тяжёлых фракциях. Алканы содержатся в небольшом количестве только в лёгких фракциях.
Ароматические нефти характеризуются высокой плотностью, во всех фракциях содержится много аренов.
Технологическая классификация (действует в России с 2002 г.)
Нефти подразделяются по следующим показателям:
- На три класса (I – III) по содержанию серы в нефти, а также в бензине (н.к. – 180ºС), в реактивном топливе (120 – 240ºС), в дизельном топливе (240 – 350ºС):
I – малосернистые,
II – сернистые,
III – высокосернистые;
- На три типа (Т1 – Т3) по потенциальному содержанию светлых фракций;
- Четыре группы (М1 – М4) по потенциальному содержанию базовых масел на нефть, на мазут, %;
- Четыре подгруппы (И1 – И4) по качеству базовых масел, оцениваемому индексом вязкости;
- Три вида (П1 – П3) по содержанию твёрдых парафинов в нефти:
П1 – малопарафинистые нефти, содержание парафинов в нефти ≤ 1,50 %;
П2 – парафинистые нефти, содержание парафинов в нефти = 1,51 - 6,00 %;
П3 – высокопарафинистые нефти, содержание парафинов в нефти > 6,00 %;
Техническая классификация
Институтом проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР) и ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИНП») разработан ГОСТ Р 51858-2002, который распространяется на нефти для поставки транспортным организациям, предприятиям Российской Федерации и экспорта.При оценке качества нефть подразделяют на классы, типы, группы, виды. В зависимости от массовой доли серы нефть подразделяют на четыре класса 1–4: (таблица 1).
Таблица 1. -Классы нефти
По плотности, а при поставке на экспорт – дополнительно по выходу фракций и массовой доле парафина товарную нефть подразделяют на пять типов: 0 – особо лёгкая; 1 – лёгкая; 2 – средняя; 3 – тяжёлая; 4 – битуминозная (таблица 2).
Таблица 2. -Типы нефти
0 – особо легкая; 1 – легкая; 2 – средняя; 3 – тяжелая; 4 – битуминозная
По степени подготовки товарную нефть подразделяют на группы 1–3 (таблица 3):
Таблица 3.- Группы нефти
По массовой доле сероводорода и лёгких меркаптанов нефть подразделяют на два вида( таблица 4):
Таблица 4. Виды нефти
Условное обозначение нефти состоит из четырёх цифр, соответствующих обозначениям класса, типа, группы и вида нефти.
Структура условного обозначения нефти следующая:
Пример: Нефть по трубопроводу транспортируется на нефтеперерабатывающий завод с массовой долей серы 0,15 % (класс 1); с плотностью при температуре 20 °С 811,0 кг/м3, при 15 °С 814,8 кг/м3 (тип 0); с массовой долей воды 0,05 %, массовой концентрацией хлористых солей 25 мг/дм3, массовой долей механических примесей 0,02 %, с давлением насыщенных паров 58,7 кПа (440 мм рт. ст.), с массовой долей органических хлоридов во фракции до температуры 204 °С 1 млн-1 (группа 1); с массовой долей сероводорода 5 млн-1, лёгких меркаптанов8 млн-1 (вид 1) обозначается «Нефть 1.0.1.1 ГОСТ Р 51858-2002»
Основные свойства товарных автомобильных бензинов: октановое число; фракционный состав; давление насыщенных паров; химическая стабильность; содержание серы; содержание ароматических углеводородов (бензола); содержание непредельных углеводородов; теплота сгорания.
Октановое число – условный показатель, характеризующий стойкость бензинов к детонации и численно соответствующий детонационной стойкости модельной смеси изооктана и н-гептана.
Октановое число изооктана принято за 100, а н-гептана за О.
Под детонационной стойкостью понимают стойкость к равномерному горению бензина в двигателе.
Метод испытания
МОЧ* → в жестком режиме
ИОЧ* → в мягком режиме
ДОЧ* → ½ (МОЧ + ИОЧ)
МОЧ – моторное октановое число,
ИОЧ – исследовательское октановое число,
ДОЧ – дорожное октановое число
Фракционный состав характеризует испаряемость топлив.
Температура выкипания 10% об. – характеризует пусковые свойства двигателя.
Температура выкипания 50% об. – характеризует скорость перехода двигателя с одного режима на другой.
Температура выкипания 90% об. и конца кипения– характеризует полноту сгорания топлива и его расход, а также нагарообразование в камере сгорания.
Давление насыщенных паров (ДНП). Различают летние и зимние бензины.
Летние имеют низкое ДНП. Характеризует пусковые свойства двигателя.
Химическая стабильность – характеризует постоянство химического состава.
Для оценки используют содержание фактических смол, индукционный период окисления. Для повышения химической стабильности к топливам добавляют антиокислительные присадки.
В таблице «Показатели качества автомобильных бензинов» представлены физические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов и их характеристика. Также в данной таблице ( таблица 5) просматривается изменение показателей с увеличением октанового числа.
Таблица 5. -Показатели качества автомобильных бензинов
Авиационные бензины – для применения в поршневых авиационных двигателях малых винтовых самолетов и вертолетов.
Основные свойства: сортность; октановое число ; содержание ароматических углеводородов; теплота сгорания; температура начала кристаллизации; содержание серы
Основные показатели качества реактивных топлив: теплота сгорания; химический и фракционный состав; вязкость; температура начала кристаллизации; плотность; содержание серы и ее соединений (меркаптанов); содержание смол; термическая стабильность
В таблице «Требования к качеству реактивных топлив» наглядно показаны физические свойства и их характеристика в зависимости от марки топлива (таблица 6).
Таблица 6. Требования к качеству реактивных топлив
Основные показатели качества дизельных топлив: цетановое число; фракционный состав; вязкость; температура застывания; коксуемость; содержание серы; кислотность; содержание ароматических углеводородов
Цетановым числом называется объемная доля (в %) цетана в смеси α – метилнафталином, эквивалентная по самовоспламеняемости испытуемому топливу.
В таблице «Требования ЕЭС к качеству дизельного топлива» продемонстрированы требования к современному качеству дизельного топлива (таблица 7).
Таблица 7 - Требования ЕЭС к качеству дизельного топлива
Битумы и технический углерод (ТУ)
Нефтяные битумы представляют собой полутвёрдые и твёрдые продукты, состоящие из углерода и водорода, содержащие определённое количество кислород-, серо-, азотсодержащих соединений.
Технический углерод (сажа) – это разновидность углеродного материала, представляющего собой полидисперсный порошок чёрного цвета, получаемый при неполном сгорании или при термическом разложении углеродсодержащих веществ, преимущественно углеводородов, в интервале температур от 1200 до 1700 ºС, при более высоких температурах, например, в низкотемпературной плазме.
Основным элементом ТУ является углерод (95-99,5 %), кроме того, в ТУ содержатся водород (0,2-0,9 %), сера (0,01-1,2 %), кислород (0,1-5%) и зола до 0,3% в зависимости от состава сырья и технологии получения.
В данной таблице представлены основные физические свойства вязких дорожных битумов марок БНД 200/300, БНД 90/130, БНД 60/90.
Требования к качеству вязких дорожных битумов
Классификация масел
Базовые масла: нефтяные (М); смесь (М+С); синтетические (С)
Товарные масла: смазочные; несмазочные
Основные показатели качества смазочных масел: вязкостно-температурные свойства; температура застывания; устойчивость к окислению кислородом воздуха(химическая стабильность); стабильность при рабочих температурах (термостабильность); смазывающие свойства; защитные и антикоррозионные свойства.
Смазки. Основное назначение смазок – уменьшение износа поверхностей трения для продления срока службы деталей машин и механизмов. Смазка обычно состоит из двух основных компонентов: дисперсионной среды (это нефтяные, синтетические, реже растительные масла) и дисперсной фазы (твёрдый загуститель – парафины, церезины, мыла – соли высокомолекулярных жирных кислот и щелочей таких металлов, как кальций, натрий, литий и др.), а также различных добавок. Важным компонентом смазок является модификатор структуры – технологические ПАВ (поверхностно-активные вещества).
Кокс. Нефтяные коксы относятся к углеродистым материалам – содержание углерода в них составляет 92-95 % (мас.). Они могут содержать 2-7 % водорода, 1-7 % (мас.) серы, азота и кислорода, небольшое количество металлов. Основной потребитель кокса – алюминиевая промышленность.