Изучите материал об основных понятиях в интернет-маркетинге, целях и задачах интернет-маркетолога, а также об основных этапах маркетинговых исследований. Чтобы перейти к учебному материалу, кликните на одну из иконок.
Цели интернет-маркетолога
Сначала необходимо разобраться, в чем разница между «целью» и «задачей».
Цель – это результат, которого хочет достичь компания, используя интернет-маркетинг.
Задача – конкретное действие для достижения этого результата. Например, для увеличения прибыли в интернет-магазине (цель) можно сделать больше спецпредложений (задача) и тем самым поднять средний чек.
Далее рассмотрим цели, которые чаще всего бизнес ставит в интернет-маркетинге:
- Продажи. Основная цель интернет-маркетинга – это организовать продажи товаров и услуг в онлайне. В малом и среднем бизнесе все часто начинается с привлечения трафика на страницу с товаром с помощью SMM, инфлюенсеров, таргетированной и контекстной рекламы.
- Расширение клиентской базы. Это можно сделать с помощью следующих инструментов:
А. Система лояльности. Скидочная карта или карта с накопительным кэшбеком, Возможно, функция реферального маркетинга – «пригласи друга и получи скидку».
Б. SMM. Создание страниц для общения, заказов и поддержки клиентов.
В. Контент-маркетинг. Полезный блог или страница в соцсетях, которая способна аккумулировать аудиторию в одном месте.
Г. Email-рассылки. Клиенты подписываются на рассылку с сайта или соцсетей. Так формируется база, которую можно направлять на страницы с товарами и услугами.
- Масштабирование. Целями интернет-маркетинга могут быть: выход на новые рынки и ниши, развитие линейки продукции, продвижение товара в других географических условиях. Одна из частых ошибок при реализации подобных целей – не адаптировать стратегию под новые условия.
- Управление репутацией. Более редкая цель, когда интернет-маркетинг используют для формирования образа компании и бренда, а также изменения публичного мнения о продукте. Для оценки эффективности используют индекс удовлетворенности (CSI), коэффициент оттока клиентов (Churn Rate), коэффициент окупаемости (ROI) и другие показатели.
Задачи интернет-маркетолога
1. Изучить продукт на интернет-рынке (Показать его преимущества и положение на рынке)
2. Изучить сам интернет-рынок (Его тенденции, игроков и спрос на ваш продукт)
3. Изучить конкурентов (Их сильные и слабые стороны именно в интернете, а не в физ.точках)
4. Изучить и дать рекомендации вам по вашим интернет-площадкам (Сайт, социальные сети и тд)
5. Найти каналы сбыта в интернете (Изучить все площадки и выбрать только те, которые реально покажут результат)
6. Составить стратегию продвижение продукта на интернет-рынке (План, по которому ваш продукт начнет развиваться и масштабироваться в интернете)
7. Реализовать стратегию и работать с аналитикой (Подключить все возможные веб-аналитики, которые помогут качественно и количественно отслеживать результат)
Основные этапы маркетинговых исследований
1. Определение проблемы и постановка цели исследования. На первом этапе маркетингового исследования необходимо определить проблему компании — заказчика маркетингового исследования. Правильно идентифицированная проблема компании позволяет исследователю сфокусировать усилия именно на той информации, которая необходима для решения проблемы. Четкая постановка вопроса, на который должно ответить маркетинговое исследование, увеличивает скорость и точность исследовательского процесса. Важно не путать симптомы проблемы с самой проблемой. Симптомы — это сигналы тревоги, сообщающие менеджменту о том, что у него есть проблема. (Например, компания столкнулась с тем, что ее реклама не дает ожидаемых результатов. Причиной может быть неправильно определенная целевая группа, ошибка в выборе каналов коммуникации, в оценке конкурентной ситуации).
2. Проведение предварительного исследования и формулирование гипотез. Проведение предварительного исследования необходимо для определения причины выявленной проблемы компании. Оно ведется путем обсуждения проблемы с информированными источниками в самой компании и за ее пределами, а также путем использования других доступных источников информации (Например, предварительное исследование проблемы эффективности маркетингового комплекса может начаться с обсуждения проблем службы продаж, сервиса, менеджеров по работе с клиентами компании). Наиболее часто используемыми источниками внутренней информации являются данные о продажах, финансовая отчетность и анализ маркетинговых затрат. Третий основной источник внутренней информации — это анализ маркетинговых затрат. Это затраты на продажи, рекламу, доставку и складирование. Они нужны для оценки прибыльности конкретных покупателей, территорий и продуктных линий.
3. Разработка плана исследования. Для реализации цели маркетингового исследования, поиска решения маркетинговой проблемы или проверки гипотезы разрабатывается модель (или схема, план) исследования. Разрабатывая проект исследования, маркетеры обеспечивают последующее изучение именно того, что они намеревались изучать. Этот план включает программу анализа вторичной информации, схему сбора и обработки первичной информации, интерпретацию и презентацию данных исследования.
4. Анализ вторичной и сбор первичной информации. Сбор вторичной информации (ее получают из статистики, справочного, аналитического и прогностического материала) по предмету исследования, как правило, предшествует сбору первичной информации. По критериям доступности, стоимости, оперативности получения вторичная информация имеет преимущества перед первичной. Однако неполнота, неполная адекватность задачам анализа, несвоевременность данных являются недостатком вторичной информации. (Например, данные переписи населения содержат демографические характеристики жителей, однако не содержат сведений об их марочных предпочтениях). Сбор первичной информации (содержит сведения и данные, полученные из опросов, личных бесед, во время деловых встреч и других контактов, а также на основе письменной информации), как правило, дороже и длительнее по времени, однако в результате можно получить более ценную и детальную информацию. Выбор между вторичной и первичной информацией связан с затратами, валидностью (обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях) и эффективностью этих вариантов. В действительности многие проекты маркетинговых исследований комбинируют вторичную и первичную информацию для получения полного ответа на маркетинговые вопросы.
5. Интерпретация данных и презентация результатов исследования. Интерпретация результатов статистического анализа помогает ответить на главные вопросы исследования. По результатам анализа исследователь формирует выводы и дает рекомендации; оформляет отчет и представляет его заказчику. Заказчик нередко хочет удостовериться, что исследования проведены должным образом, а также может желать получить дополнительные объяснения материалов отчета. Заказчик может относиться к результатам предвзято и видеть в исследовании то, что он хочет или готов видеть, и не видеть того, что он не хочет или не готов принять. Поэтому отчет и презентация должны быть выполнены безукоризненно и при этом быть понятны заказчику, который, возможно, не настолько глубоко разбирается в статистике, как сам исследователь.
Swot анализ компании – инструмент предварительной оценки стартовой или текущей ситуации по направлению, проекту, продукту.
ОЦЕНКА СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН
Наличие/отсутствие зафиксированного и работающего бизнес-процесса
Наличие/отсутствие эффективных каналов маркетинга для привлечения лидов
Наличие/отсутствие четкой структуры отдела продаж
Наличие/отсутствие системы обучения и повышения квалификации, что определяет уровень
компетенций и экспертности продавцов.
Наличие/отсутствие финансов или простого доступа к денежным ресурсам для реализации стратегий роста
Наличие/отсутствие такой черты как уникальность продукта на фоне предложений конкурентов
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ
Тренды, наблюдающиеся в сегменте, которые могут оказать влияние на объем спроса
Законодательные решения, изменяющие конъюнктуру рынка
Конкурентная среда: какова она сейчас и не предвидится ли ее кардинальное изменение в связи с приходом нового сильного участника.
Прорывы в области технологий. Вот тут в наше «неспокойное» время стартапов следует быть чрезвычайно внимательным. Некоторые прорывные технологии, которые в практике инновационного роста носят «страшное» название «disruptive» (от англ. разрушительный, подрывной), способны уничтожать целые отрасли.
Сильные и слабые стороны отражают продукт, возможности и угрозы — рынок. Например, предприниматель принимает решения о свойствах продукта, но не влияет на законы, регламентирующие бизнес: ГОСТы, ISO, федеральные законы, налоговые ставки. SWOT-анализ универсален: подходит для личного бренда, продукта, компании, органов власти, учебных заведений. Бизнес-стратегии на основе только этого анализа составлять рискованно: SWOT оценивает текущее состояние рынка, но рынок переменчив. Поэтому исследование подходит для корректировки бизнес-стратегии, тактических действий.