Ознакомьтесь с теоретическим материалом
Маркетинговый анализ — это совокупность различных методов и способов исследования, предназначающийся для оценки положения компании. С их помощью организуется стратегическое планирование, выявляется спрос, определяется конкурентоспособность организации. Такое исследование необходимо проводить всем компаниям, занимающимся реализацией товаров или услуг для актуализации бизнеса и своевременного устранения недочетов.
Существуют следующие направления маркетингового анализа:
- анализ целевой аудитории;
- анализ конкурентов;
- анализ рынка.
Анализ целевой аудитории.
Как исследовать целевую аудиторию? Изучают пользователей поэтапно при помощи:
Сбора статистики. Это первый этап при анализе аудитории, который позволяет сформировать портрет аудитории с его дальнейшей конкретизацией на последующих этапах анализа. Сбор статистических данных проводится с помощью инструментов анализа рынка и анализа конкурентов, однако фокус делается именно на данные об аудитории. Например, вы ищете информацию о доходах, возрасте, интересах, ценностях пользователей, какими социальными сетями они пользуются. Некоторые из этих данных можно найти, скажем, на SimilarWeb — платформе для анализа конкурентов.
Проведения опросов. На этом этапе делают количественный анализ, поэтому важно опросить достаточно большое количество человек. При составлении вопросов важно учесть цель опроса и критерии выборки (каких людей нужно опросить). Цель опроса — это то, что нужно выяснить в ходе исследования. Например, у онлайн-платформы есть курс по веб-дизайну, который длится 8 месяцев. Он довольно дорогой, но при этом студенты получают обширную базу знаний. Целью опроса может быть подтверждение гипотезы, стоит ли вводить такой же курс, но продолжительностью 2 месяца — он будет меньше стоить, но при этом курс будет менее информативен. Целью может быть также исследование клиентов, чтобы привлечь новых или оптимизировать продукт. Цель опроса должна быть чётко сформулирована, чтобы исключить некорректное проведение дальнейших этапов исследования. Точно сформулировать цель помогут ответы на следующие вопросы:
• что я хочу выяснить;
• зачем я это делаю;
• что мне это даст;
• как эта информацию поможет улучшить продукт или бизнес.
В ряде случаев опрос можно заменить на эксперимент. Например, собрать целевую аудиторию курса по веб-дизайну и разослать ей предложение купить новый курс ещё до создания самого курса. Затем посчитать конверсию и понять, насколько будет востребован такой продукт.
- Сustdev (Customer Development). Custdev, или кастдев — это метод для тестирования идеи будущего продукта. Прежде всего нужно собрать информацию у клиентов с помощью глубинных и решенческих интервью. Глубинное интервью проводят тет-а-тет, чтобы узнать привычки, ценности, потребности аудитории. Во время проведения глубинного интервью важно:
• игнорировать эмоции, так как они могут сбивать с толку и уводить от вопросов;
• спрашивать про прошлый опыт;
• уклоняться от комплиментов;
• задавать вопросы безэмоционально: не стоит подводить респондента к определённому ответу;
• меньше говорить и больше слушать;
• чётко представлять, ради какой цели задаётся каждый вопрос.
Когда ответы на вопросы становятся похожими, можно считать, что количество респондентов достаточное. Опрашиваемыми могут быть, например, близкие и друзья исследователей в социальных сетях, специалисты из профильных каналов или форумов. Однако стоит помнить, что custdev проводят только с представителями целевой аудитории продукта.