Игра как форма обучения
Игра как форма обучения
Игра практически с древних времён
выступает как форма обучения
Я. А. Коменский
В процессе развития ребенка игра является первичной школой воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически давно в игре осуществляется подражание взрослым, воспроизводятся нормы человеческой жизни, общественной практики, видов деятельности. В игре вырабатываются необходимые человеческие качества, виды общения, навыки и привычки, происходит развитие творческих способностей и воображения.
По определению положений ООН, игра является универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Многие психологи и педагоги отмечают ведущую роль игр в обучении при обучении младших школьников игра может выступать как игровая технология, как элемент многих игровых технологий, как форма обучения, как метод или как средство обучения. Существует несколько определений игр. Мы будем рассматривать игру как форму обучения и организации деятельности детей на уроках «Окружающий мир».
Игра как форма обучения – это целенаправленная организация деятельности детей, заключающаяся в создании условных ситуаций или предметных действий, обеспечивающих усвоение и закрепление знаний и практических навыков, познание и усвоение предметной и социальной действительности, творческое, нравственное и коммуникативное развитие личности младших школьников.
Основные компоненты игры

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства мотивации, стимулирования учащихся к учебной деятельности и как методы организации самой деятельности.
Игровая деятельность относится к интерактивным формам обучения. Игры создают разнообразие форм учебной деятельности, как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах. Они мотивируют на деятельность, практически ориентированы, содержат элементы занимательности, генерации идей, творческого воображения, психотренинга, ролевой игры, способствуют формированию готовности к решению поставленных задач и психологической устойчивости. Игры не могут заменить все обучение, но применяемая игровая система поможет на высоком эмоциональном уровне, в интересной форме обеспечить непроизвольное запоминание гораздо большего объема знаний и их практического применения, чем на стандартных занятиях.
Функции образовательной игровой деятельности

Главные черты игровой деятельности (по С.А. Шмакову):
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребенка,
ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное
удовольствие), возможность выбора деятельности;
- творческий, активный характер этой деятельности, «поле творчества»;
- эмоциональная приподнятость деятельности, чувственная природа игры, (соперничество,
соревнование, конкуренция, аттракция и т.п);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную
последовательность ее развития;
- анализ результатов, удовлетворение потребностей в самореализации.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - учебно-познавательной направленностью.
В структуру педагогической игровой деятельности входят:
- цель и соответствующие педагогические результаты;
- сюжет – область действительности, условно воспроизводимая в игре;
- роли играющих;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- реальные отношения между играющими;
- игровое употребление предметов;
- подведение итогов.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства мотивации, стимулирования учащихся к учебной деятельности и как методы организации самой деятельности.
Требования к реализации обучающих задач при игровой форме обучения:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве содержания игры;
- средства обучения используются как средства игры, они могут быть заменены или дополнены
условными предметами;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования или творчества, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
- игровая деятельность охватывает всех обучающихся и способствует их самореализации;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом;
- осуществляется познавательная рефлексия.
Целевые ориентации игровых форм обучения по Г.К. Селевко:

Обучение в процессе игры очень продуктивно.
Место и роль применения игр в учебном процессе, их выбор, содержание, зависят от их классификации и методики их проведения.
Игровое обучение часто имеет совместный, коллективный характер, дают учащимся возможность не только усвоить учебный материал, получить определенные умения и навыки, но и развить свои творческие способности, поддержать и развить интерес к обучению, избежать учебных перегрузок.