Классификация педагогических игр
Классификация педагогических игр
Выбор игр зависит от особенностей содержания материала, задач урока, наличия
необходимого оборудования, количества обучающихся, уровня их интеллектуального и
психического развития, личностных качеств учителя, места проведения.

Урок-игра
Урок-игра - это нетрадиционная организация учебной деятельности на уроке, во время которой осуществляется активное участие обучающихся в моделировании явлений, ситуаций, выполнении дидактических заданий, проводимая по определенным правилам, задуманному сюжету, с необходимым оборудованием.
Во время их проведения происходит развертывание занимательной деятельности учащихся на имитационной модели, воссоздающей условия для применения необходимых знаний и умений учащихся.
Игровые формы уроков отличаются общим включением в игру всех обучающихся, отсутствием материальных результатов, познавательным содержанием и сюжетом игры, наличием воображаемых ситуаций или замысла игры, четкими правилами игры, соотношением всех её компонентов, наличием познавательной рефлексии.
Характеристика игровых форм уроков:
- деловая игра
- сюжетная игра
- игра-путешествие
- игра-соревнование
- дидактическая игра
- творческие игры
Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Такие уроки требуют предварительной подготовки участников, наличия у них определенного запаса знаний и умений, поэтому они проводятся при закреплении и обобщении материала.
Виды деловых игр: урок-конференция или пресс-конференция, круглый стол, панорама идей, урок-исследование, урок-дискуссия, урок-консультация и т.д. могут проводиться по измененным сценариям.

При проведении выбирается проблемная тема. Учитель выступает в роли консультанта и координатора работы. Определяется, какие организации (учреждения науки, культуры или образования) и в качестве кого будут представлять дети в работе (ученых, общественных деятелей, журналистов и т.д.). Учащиеся готовят выступления, вопросы или сообщения. Составляется план проведения. Ведущим может быть учитель или подготовленный ученик. Темы могут быть различные: «Природа в опасности», «Разнообразие веществ», «Экологические проблемы России», «Что такое здоровый образ жизни?». Важно, чтобы у участников была смена видов деятельности, урок не превращался в заслушивание выступлений. Поэтому необходимо включать динамические паузы, творческие задания, минутки релаксации. Достоинство такого типа занятия в том, что учебная тема рассматривается с нескольких позиций, учащиеся узнают много интересных дополнительных сведений по пройденному материалу, учатся работать в группе, знакомятся с особенностями проведения научных мероприятий.
Урок-дискуссия – одна из форм деловой игры. Дискуссия – обсуждение какого-либо
спорного вопроса, проблемы с целью их правильного решения. Компоненты дискуссии:
познавательный (знания о предмете спора и возникшая проблемная ситуация),
операционно-коммуникативный (умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть
способами осуществления логических операций), эмоционально-оценочный (эмоциональные
переживания, потребности, ценности, отношения, оценки). Проблема обсуждения должна
соответствовать возрасту детей, их жизненному опыту. Необходимо строго соблюдать требования
к ведению дискуссии, формировать навыки дискуссионной культуры. Детям предлагаются памятки
«Как вести себя во время дискуссии», «Как правильно формулировать свои мысли» и т.п.
Учитель, должен создать необходимый эмоциональный настрой, подбадривать учеников, размышлять
вместе с ними. Могут быть использованы управляющие вопросы:
- Оценочные: правильно ли? что лучше?
- Направляющие: поясните, уточните;
- Вводящие: как бы вы поступили? ваша точка зрения?
- Прогностические: что будет, если…?
При подведении итогов оцениваются правильность употребляемых понятий, глубина аргументов, степень умения использовать приемы мыслительной деятельности. Например, дискуссии: «Экологическое равновесие в природе», «Зачем нужны бактерии», «что значит «экономить»?» и др.
Сюжетная игра – игра, в которой дети воспроизводят сюжеты из реальной жизни людей, телепередач, «Поле чудес», «Крестики-Нолики», урок-КВН, урок-сказка, урок- ярмарка, урок-аукцион, урок- расследование, «Клуб почемучек», «Лесная газета», урок- встреча, деятельности учреждений, литературных произведений, моделируют различные ситуации, например, диалог ручейка и ветерка, лесное «собрание»: «Как пережить зиму», «Жизнь пресного водоема». К таким играм можно отнести и сюжетно-ролевые игры, например, урок-спектакль, урок- сказка, «День рождения», «Семья».
Форма проведения и этапы таких уроков зависит от выбранного сюжета. Только этапы и задания наполняются необходимым учебным содержанием. Эти уроки также требуют предварительной подготовки участников, при распределении ролей необходимо учитывать личностные особенности детей. Такие уроки расширяют творческий потенциал обучающихся, коммуникативные навыки, вырабатывают умения быстро находить решение, контактировать с аудиторией, участвовать в диалоге, развивают речь. Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний.
Урок-КВН. Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки. Каждая команда в начале урока выбирает название, девиз и капитана команды. Выбирается жюри. Задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
Урок-аукцион. В такой форме можно проводить обобщающий урок по какому-либо разделу. На аукцион выставляется вопрос или задание. За их выполнение даются очки (баллы). Побеждает тот, кто набрал большее количество очков, он получает оценку. Затем выставляется другой «лот аукциона». 2 вариант проведения. На продажу выставляют товар (например, набор открыток). Продумывается система балльной оценки ответов учащихся, «знаниевая стоимость» товара. Затем, в занимательной форме, происходит продажа товара за представленные учениками знания учебного и дополнительного материала по теме.
Игра-путешествие. Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом может быть учитель или заранее подготовленный ученик, содержание на «остановках» может быть различного характера. Поэтому эта форма подходит и для открытия новых знаний, и для их обобщения и систематизации, и для применения в стандартных и нестандартных ситуациях. Устанавливается маршрут, учащимся раздаются маршрутные листы, выбираются транспорт, снаряжение, одежда – все, что необходимо для данного путешествия. Каждая остановка носит интересное название и предполагает организацию различных видов деятельности детей. На остановках во время путешествия выполняются заранее спланированные задания по теме урока, их результаты отмечаются в маршрутном листе. По окончании путешествия составляется отчет. Такие уроки могут проводиться в виде виртуального туристического маршрута, например, по теме «Ориентирование», «Путешествие по Москве», при знакомстве с биоценозами леса, луга, водоемов; в форме заочной экскурсии в природу, по материкам и океанам, по странам мира, по городам России; в форме исследовательской экспедиции, например, по природным зонам России.
Игра-соревнование. Формами проведения таких уроков являются: урок-турнир, уроки-конкурсы (различного характера), брейн-ринг, урок-эстафета и др. Обучающиеся делятся на команды, назначается жюри, продумывается содержание и оценивание конкурсов, определяется время на подготовку ответов. Результаты сообщаются и представляются наглядно. Учитель должен учитывать «знаниевое равенство» команд, содержание конкурсов должно давать возможность «отыграться», оценивание конкурсов лучше проводить по возрастающей балльной системе или давать возможность команде выбрать вопрос с определенной суммой баллов. Такие уроки лучше проводить в конце изучения крупных разделов или тем с обширным содержанием, например, «Какие бывают растения?», «Разнообразие животных», «Кто что ест?» и т.д.
Урок-конкурс «Крестики-Нолики». На доске вывешивается игровое поле (9-16). На его
клетках размещены названия конкурсов, которые являются этапами урока.
1. Конкурс исследователей.
2. Конкурс экологов.
3. Конкурс фантазеров.
4. Конкурс эрудитов.
5. Конкурс ботаников.
6. Конкурс ЗОЖ.
7. Конкурс географов.
8. Конкурс зоологов.
9. Конкурс художников.
10. Конкурс пародистов.
11. Фольклорный конкурс.
12. Литературный конкурс и т.д.
Класс делится на две команды: «Крестики» и «Нолики». Выбирают жюри. Команды поочередно выбирают задания, и все выполняют их, а жюри оценивает. Знак победившего размещается на клетке игрового поля. После выполнения всех заданий урока – игры жюри подсчитывает количество «крестиков» и «ноликов» и называет победившую команду. Или побеждает тот, кто закроет своими знаками любую прямую поля.
Урок-турнир. Класс разбивается на 2 команды. Команды выбирают название, девиз, капитана. Назначается жюри. Турнир состоит из отдельных конкурсов, по итогам которых подсчитываются очки.
1 конкурс «Разминка». Учитель каждой команде задает три простых по сложности вопроса. Оценка за ответ – 1 балл. Если ответа нет, право ответа предоставляется другой команде.
2 конкурс «Ты-мне, я-тебе». Команды обмениваются встречными вопросами: а) простыми, требующими ответа «да» или «нет», оценка 1 балл, за дополнение, объясняющее, почему, возможен еще 1 балл; б) вопросами, требующими развернутого ответа, оценка 3 балла; в) практического задания – 5 баллов. Соперниками оцениваются вопросы – максимум 3 балла в целом, и ответы - в зависимости от правильности и полноты. Если ответа нет, отвечает команда, задавшая вопрос.
3 конкурс – конкурс капитанов. «Тот дальше пройдет, кто больше назовет». Можно дать задания называть растения, животных, явления природы, части тела и т.д. Капитаны встают рядом, поочередно называя объекты, делают шаг вперед. Количество набранных очков соответствует количеству названий.
4 конкурс «Атака». Каждой команде в течение 2 минут задаются вопросы (по принципу «дальше, дальше»). За каждый ответ дается 2 балла. Отвечать может любой из команды.
Подводятся итоги, сообщаются результаты турнира.
Дидактическая игра - игра, проводимая в учебных целях, формирование навыков и умений достигается через решение игровых задач. Игровые задачи могут быть направлены на усвоение опорных понятий и определений, на развитие логического мышления (навыков сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения), памяти, внимания, на практическое применение знаний и умений, на решение ситуационных и творческих задач. Игры могут быть без предметов и с предметами, символами, карточками, различным наглядным и видеоматериалом, творческого характера.
Дидактические игры могут быть использованы на различных этапах урока как метод или средство обучения. Целевые ориентиры таких игр – решение проблемы, выполнение поставленной задачи в процессе игровой деятельности. Игры должны быть занимательными, чтобы мотивировать детей на действие, участие, выполнение правил игры, интересный, удивительный и впечатляющий материал хорошо и надолго запоминается.
Игры с предметами – игры с натуральными предметами, муляжами или их изображениями. Дети учатся различать объекты, классифицировать их, осуществлять взаимодействие между объектами, моделировать. Например, «Волшебный мешочек», «Собери грибы в корзинку» (только съедобные), «Кто где живет», «Накорми птиц», «Лови мяч (и отвечай на вопрос), «Вставь недостающие части растения» (на плакате) и т.д.
Игры с карточками Для выполнения заданий участникам раздаются дидактические карточки с заданиями, например, «Анаграммы», «Найди названия», «Собери пазл». К этой группе относятся и настольные игры – лото, «Страны и флаги», «Игры-ассоциации (найди пару или группу)» и т. д.
Игры с символами – игры, в которых реальность воспроизводится в виде знаков, символов, а действия выполняются в абстрактной форме. Это моделирование – преобразование объекта из предметной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); кодирование – создание моделей и схем с использование символов вместо реальных объектов; декодирование – обратный перевод (например, чтение плана, пиктограммы).
Творческие игры могут быть различными по содержанию и оформлению, их задача – раскрыть творческий потенциал детей, создать условия для их самореализации.
Игра «Создай кино». На основе изученного материала ученики создают рисованные кадры собственного фильма и делают его презентацию. Дети работают в подгруппах, создают художественный совет и распределяются по профессиям: автор сценария, режиссер-постановщик, художники и пр.
Устный журнал. Выбирается тема журнала. Например, «Красная книга», «Здоровый образ жизни», «Природа нашего края» и др. Каждая страница имеет свое название. Класс делится на группы и каждой группе дается задание – озвучить одну страницу. В ходе занятия постепенно открываются страницы журнала, на каждой предусматривается определенный вид деятельности школьников по обобщению и систематизации учебного материала: моделирование схем причинно-следственных связей, показ слайдов или видеосюжета, викторина, презентация проектов и пр. Обязательно после просмотра журнала формулируются общие выводы по всему учебному разделу.