Игры на уроках окружающего мира в 1 классе
Игры на уроках окружающего мира в 1 классе
Уроки «Окружающий мир» очень подходят для организации игровой совместной
деятельности младших школьников.
Преимущества предмета:





Игры для учащихся 1 класса
Листопад
Цель: закрепить знания детей о листьях разных деревьев и изменении их цвета осенью.
Участники выбирают по два любых опавших листа, определяют, с какого они дерева (с какой
ветки эти детки). Все встают в круг. Учитель говорит: «Листья легкие, они медленно летят по
воздуху». Представьте, что вы листья.
-Листопад! Листопад!
Листья разные летят!
В воздухе кружатся,
На землю садятся.
(Дети выполняют движения.)
Учитель говорит: «А теперь летят и кружатся листья того цвета, какой я назову».
Подводя итоги игры, учитель спрашивает у какого дерева осенью можно увидеть листья разных цветов, а у какого дерева листья осенью не меняют своей окраски.
Найди листок
1. Учитель описывает листья деревьев, кустарников, а учащиеся называют их и находят среди лежащих на парте листьев. Один из учеников прикрепляет лист к контурному изображению дерева или кустарника.
2. В эту игру можно играть и на экскурсии. Дети находят лист растения, которое назвал
учитель или подходят к этому дереву.
Собери урожай
Цель: закрепить знания детей по темам «Фрукты» и «Овощи».
На столе или на полу разложены муляжи овощей и фруктов. В центре круга (или на доске) – 2
корзины - с овощами и с фруктами. Игроки образуют круг (или сидят за партами). У всех
игроков имеется эмблема с изображением одного овоща или фрукта. Необходимо их
рассортировать. Загадывается загадка. Отгадку называет тот ученик, у которого есть эмблема
этого овоща или фрукта, после чего находит названный предмет и кладет его в корзину.
Дикие и домашние животные
Цель: закрепить знания детей по теме «Дикие и домашние животные».
После слов учителя «Сейчас мы отправимся в путешествие в сказочный лес» дети выбирают транспорт, на котором они отправятся в путешествие, объясняют, почему они выбрали именно этот транспорт. Звучит музыка.
Учитель говорит: вот и сказочный лес, но уже вечер, начинает темнеть. Нам придется переночевать в доме лесника, а утром продолжим путешествие. Утром раньше всех проснулся Саша и решил познакомить с новым местом. Осмотрелся и вдруг увидел лежащего на коврике возле кровати зверька. Послушайте загадку о животном, которого увидел Саша, и найдите картинку с его изображением. По какому признаку вы узнали это животное?
Далее предлагаются загадки о других домашних животных, затем задаётся вопрос: как можно назвать эту группу животных? (Домашние).
Делается вывод: животные, о которых заботится человек (строит для них жильё, кормит, ухаживает), которые приносят ему пользу, называют домашними.
Загадываются загадки о диких животных. По мере их отгадывания на наборное полотно выставляются изображения диких животных.
Делается вывод, каких животных называют дикими.
Чьи детеныши?
Цель: учить соотносить детеныша и взрослую особь одного и того же животного.
Участники делятся на четыре группы: первая и вторая – детеныши и мамы домашних животных, третья и четвертая – диких. Дети получают картинки с изображением животных или их детенышей.
Определяются 2 зоны: дом и лес. Учитель говорит: «На лужайке, весь день бегали и резвились
малыши. Вечером пришли мамы и не могут отыскать своих детенышей. Нужно позвать малыша и
отвести его домой. Помогите им ребята!» Участники собираются в группы «мама – детеныш» и
распределяются по зонам. Затем совместно оценивают правильность выполнения задания.
Накорми животных
Цель: закрепить знания детей по теме «Дикие и домашние животные».
На доске в два столбика выставлены картинки. В одном столбике – изображения животных, в другом их корм. Ученики стрелкой показывают, кто, чем питается.
После подведения итога игры учащиеся отвечают на вопрос, как человек заботится о домашних
животных.
Узнай насекомое
Цель: закрепить знания детей по теме «Насекомые».
Класс делится на две команды. Учитель описывает насекомых или загадывает загадки о них и по очереди бросает мяч ученикам.
Ученик, получивший мяч, должен назвать описанное насекомое и рассказать, что он о нем знает. Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок и сообщит больше сведений о насекомом.
Узнай птицу по описанию
Цель: закрепить знания детей по теме «Кто такие птицы».
На наборное полотно выставляются изображения птиц. Учитель описывает одну из них, дети показывают эту птицу и называют ее.
Примерные описания птиц:
- маленькая серая птичка. Головка темно-серая, щечки светлые, шейка и грудка черные. По
земле прыгает, крошки склевывает (воробей);
- маленькая, очень подвижная птичка. Головка, шейка, полоска посредине грудки черные,
спинка зеленовато-голубая, низ желтый или белый (синица);
- черно-белая птичка. Горлышко и лоб красновато-рыжие, брюшко белое, хвост длинный,
вильчатый. Кормится насекомыми. Ловит их на лету (ласточка).
В заключение детям предлагается разделить картинки, изображающие зимующих и перелетных птиц,
на две группы и объяснить, почему они так названы.
Неделька
Цель: закрепление знаний о днях недели.
Две команды разбирают карточки с названиями дней недели. Пока звучит музыка, все гуляют.
Учитель: «Неделька, постройся!», дети выстраиваются в правильной последовательности один за
другим, кто быстрее.
Календарь
Цель: закрепление знаний о днях недели, месяцах, временах года.
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. (Календарь).
Ученики разбирают листки рассыпанного календаря и по команде становятся по порядку:
- по месяцам;
- по дням недели;
- по последовательности чисел.
Назови предметы.
Ученики поочередно называют все предметы, которые окружают их в классе, школе. Затем по заданию педагога называют слова на темы: "Овощи", "Мебель", "Одежда", "Растения", "Посуда".
Примечание. Необходимо предварительно побеседовать с детьми о том, что все слова можно
разделить на группы, каждая группа имеет название, спросить детей почему, по их мнению,
слова относятся к разным группам. В процессе ответов детей нужно помочь им правильно
сформулировать свои мысли.
Запутанные картинки.
Детям предъявляется в беспорядке определённое количество картинок, которые имеют логическую последовательность. Желательно иметь наборы картинок на каждого ребёнка с разными сюжетами.
Дети должны определить имеющуюся логическую последовательность, разложить картинки по
порядку и составить рассказ.
Бывает – не бывает.
Цель: развитие воображения, расширение кругозора.
Необходимые приспособления: мяч.
Описание игры: один игрок придумывает какую-нибудь ситуацию и называя ее, бросает мяч другому. Если ситуация правдоподобна, мяч нужно поймать, а если нет – то мяч ловить нельзя. Например, первый говорит: «В саду расцвела роза». Ситуация вполне может быть правдой, поэтому мяч поймать надо. А если фраза звучит так: «Компьютер разлил борщ», - то мяч не ловят.
Можно предложить следующие высказывания:
- киска потерялась;
- воздушный шарик клеит аппликацию;
- чашка упала на потолок.
Игра направлена на развитие у детей адекватных представлений о явлениях окружающего мира, уточнение уже сложившихся. С помощью этой игры можно определить, в каких сферах дети имеют проблемы, т.е. в процессе игры можно провести небольшую диагностику.