Игры на уроках окружающего мира во 2 классе
Игры на уроках окружающего мира во 2 классе
Узнай растение по описанию
Цель: закрепить знания детей о разных видах растений.
Игра начинается с отгадывания загадки о дереве. Дети говорят, как они догадались, о каком дереве идет речь, находят его на картинке.
Учитель описывает дерево. При описании растений следует придерживаться примерно такого
плана:
- высота дерева (очень высокое, высокое, невысокое);
- листья (величина, форма, окраска);
- цветки или плоды (цвет, форма, величина, запах);
- ствол (цвет, толщина, поверхность);
- ветви (толстые, тонкие, идут вверх, в сторону, вниз).
Далее учитель описывает клен, березу, калину, а ученики говорят, как они догадались, какое
дерево он описал.
Кто где живет
Цель: закрепить знания детей по теме «Дикие и домашние животные».
На доске размещается плакат или динамическая схема с домиками диких и домашних животных.
Игра проводится в виде соревнований между двумя представителями команд или в виде эстафеты.
По сигналу учителя дети должны «заселить» домики: одни – дикими, другие – домашними
животными, прикрепляя их на полотне. Кто быстрее справится с заданием, тот и побеждает.
(Аналогичную игру можно проводить по теме «Перелетные и зимующие птицы»).
Что сначала, что потом
Цель: закрепить знания о последовательности времени.
1 вариант. Детям раздаются карточки с понятиями: «раньше», «позже», «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра», с названиями дней недели. По команде учителя нужно построить временную цепочку, расположив последовательно карточки.
2 вариант. Нужно встать по парам. Учитель говорит: сегодня – среда, формируя 1 пару.
Остальные должны распределиться в правильной последовательности.
Письмо журавлика
Цель: определить признаки живой и неживой природы зимой.
Класс делится на две команды. Раздается стук в дверь. Входит почтальон и приносит конверт, на котором нарисован журавлик. Учитель читает письмо: «Дорогие дети! Я никогда не видел зимы. Расскажите, пожалуйста, мне, что происходит в это время в неживой и живой природе».
Журавли, говорит учитель, действительно улетают в теплые края и ничего не знают об этом времени года. Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе зимой, и расскажем о них журавлику. Сейчас мы прочтем, что именно хочет узнать журавлик.
Учитель достает из конверта листочки с вопросами и раздает участникам команд. Вопросы и задания читает учитель.
- Назовите зимние месяцы.
- Правда ли, что зимой поля покрыты белой скатертью?
- Какие бывают снежинки?
- Все ли птицы, как я, улетают зимой в теплые края?
- Каких зверей нельзя увидеть в природе зимой?
- Правда ли, что зимой коровы не пасутся на лугу.
Отвечая на 2 вопрос, дети описывают снежинки, рассказывают о значении снега в природе. Можно
использовать загадки:
Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло – одеяло потекло. (Снег)
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)
С опорой на картинки дети отвечают, что они напишут журавлику, отвечая на остальные вопросы.
Лишнее слово
Цель: развитие операции анализа и классификации.
Описание игры: детям предлагается найти лишнее слово и объяснить, почему оно —
лишнее.
1. Карась, ставрида, сельдь, краб.
2. Астра, пион, роза, ромашка, яблоня.
3. Игорь, Сережа, Борис, Вова, Лена.
4. Рысь, тигр, леопард, ягуар, шакал.
5. Шайба, коньки, клюшка, мяч.
6. Ветка, листик, цветок, яблоко, качели.
7. Рука, нога, шея, голова, тарелка.
8. Поползень, снегирь, ворона, синица, скворец.
9. Петух, кошка, собака, овца, медведь.
10.Говядина, свинина, баранина, конина, вредина.
Комментарий: важно внимательно выслушать объяснения детей, так как часто даже в неправильных ответах (с точки зрения взрослого) бывает заложена определенная логика. В этом случае можно объяснить малышу, что бывает еще и немного по-другому.
Оживлялки
Цель: развитие умения показывать мимикой объект или явление.
Оборудование: рисунки детей.
1. Описание игры: дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картинку он показывает. Если вариантов будет несколько, тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и тоже явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на свое мнение.
2. Описание игры: задается тематика, например, животные или явления природы. Дети изображают
загаданный
образ пантомимой, остальные должны будут отгадать. Изображать может как группа, так и один
участник. Игра формирует умение выделять главные признаки.
Кто кем будет?
Цель: развитие внимания, речи, воображения, мышления.
Описание игры: дети садятся в кружок. Ведущий задает вопросы, обращаясь к каждому ребенку: «Кем-Чем будет, если он – …?» (ученик, подмастерье, яйцо, желудь, козленок, ягненок, щенок, котенок, личинка, семечка, икринка, головастик, гусеница, тесто, луковица и т.д.)
Комментарий: вариантов ответа может быть на каждое слово несколько.
Например, мальчик будет: мужчиной, слесарем, взрослым, хорошим человеком, отцом, братом и т.д. Луковица будет салатом, перьями, дудочкой, семенами, удобрением и т.д. Детям также можно предлагать предметы, объединенные одной тематикой (растения, животные и т.д.)