Игры на уроках окружающего мира в 3 классе
Игры на уроках окружающего мира в 3 классе
Атомы и молекулы
Игра может проводиться по теме «Тела, вещества, частицы».
1 вариант. Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п. Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
2 вариант. С помощью этой игры можно закрепить знания о взаимосвязи частиц в различных телах и веществах. Учитель называет поочередно твердые, жидкие и газообразные тела и количество молекул. Дети должны крепко прижаться друг к другу, если названо твердое тело, взяться за 2 руки, если названо жидкое и за одну руку, если газообразное.
Кто что ест?
Цель: закрепить элементарные представления о цепях питания, и научиться объяснять, как одни организмы зависят от других.
Для игры требуются карточки с изображением животных и растений: ягоды - 15 карточек, листья - 15, насекомые - 10, птицы - 10, млекопитающие и пресмыкающиеся - 10, улитки - 10, черви - 10.
В игре участвует весь класс. На доске рисуется схема цепи питания, состоящая из растений, растительноядных животных и хищников. Весь класс разбивается на три группы: растительноядные, насекомоядные, хищники. Из разложенных на столе карточек каждая группа должна выбрать свою пищу, причем пищи должно быть столько, чтобы данное животное могло бы выжить. Поэтому оптимальное количество карточек для группы оговаривается. Участники игры от каждой команды по очереди подходят и выбирают карточки. За каждую правильно выбранную карточку команде дается одно очко, а за каждую ошибку очко снимается. Выигрывает та команда, которая наберет максимальное число очков.
Из учащихся класса выбирается «экспертная комиссия», которая подсчитывает баллы и приходит на помощь команде в случае затруднения.
Далее учащимся предлагается составить из набранных карточек цепи питания. Для этого из
имеющихся групп формируются новые группы по три-четыре человека, причем в каждую из них
обязательно входят ребята из всех трех групп. Они с помощью имеющихся у них карточек
составляют цепь питания.
Сети питания
Цель: сформировать понятие «сеть питания», научиться составлять цепь питания, определить значение растений в цепи питания.
Каждому участнику выдают карточку с изображением растения или животного. Дети становятся в круг и каждый ученик-«растение» получает в руки клубок ниток, лучше разного цвета. Задача остальных участников - получить этот клубок от того «организма», которым он питается, причем не обязательно от одного. Чем больше нитей будут у играющего, тем лучше. Клубки передаются от «растений» к «растительноядным животным», от них к «хищникам» или «всеядным». В результате многочисленных передач в круге образуются переплетения нитей - «сеть питания», построенная на основе многочисленных цепей питания. Причем в руках у ученика-«животного» могут быть нити от разных «растений» и «растительноядных животных». Учащиеся делают вывод о многочисленных связях в природе между организмами.
Учитель объявляет, что какие-то деревья вырубили, другие растения погибли в результате неправильного обращения. Ребята, исполняющие роль этих растений, выпускают из рук нити. Связи начинают нарушаться и ослабевать. Растительноядным животным нечем питаться. Участники, выполняющие эту роль, тянут нить, и если конец окажется в руке, это означает, что «животное» погибло, ученик выходит из игры. Так как животное может питаться различными растениями, то у участника-«животного» могут быть еще нити. До тех пор, пока конец нити находится в руках «растений», вся цепочка сохраняется. После «гибели» последнего растения вся сеть разрушается, и участники выходят из игры, постепенно погибают все «животные».
В результате игры, учащиеся делают вывод о значении растений для жизни живых организмов, отмечают, чем отличается цепь и сеть питания.
Повторяй-ка
Эта игра также развивает внимательность, а также память. Кроме того, она является весьма
познавательной. Сперва выбирается тема, например, «Животные леса». Первый игрок называет
животное, например, зайца. Второй повторяется «заяц» и добавляет «лось». Третьему нужно
повторить названия всех предыдущих животных, а также назвать свое. Кто не сможет повторить
всех животных или же перепутает порядок, тот выбывает.
Рассели нас!
Задача игры: дать детям знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов. Эти знания нужны для формирования одного из сложнейших экологических понятий – “окружающая среда”, для понимания учащимися роли природных условий в жизни организмов, причин формирования флоры и фауны, существования ареалов, возможных причин исчезновения организмов из мест их прежнего обитания.
Подготовка к игре. Для игры потребуется игровое поле и игровые карточки. На игровом поле должны быть представлены разные территории (сказочные страны) с характерными для каждой условиями. В простейшем случае полем становится поверхность стола, а для обозначения территорий можно использовать листы бумаги, на которых написано название страны и условия, которые там имеются. Разложите эти листы на столе – и игровое поле готово. Второй необходимый атрибут – карточки с соответствующим названием вида живого организма и его требований к среде. Для каждого персонажа необходимо сделать несколько одинаковых карточек.
Игровая задача: расселить виды организмов на подходящие для них территории.
Ход игры. Каждому ребенку дают несколько карточек его персонажа, и он должен, учитывая требования своего героя к среде и наличные условия, расселить его по подходящим для него странам, (т.е. разложить карточки по игровому полю), дети объясняют, почему они приняли именно такое решение.
Игровое условие: за каждое правильное выполнение задачи ребенок получает 10 очков, за неправильное – 10 очков отнимается. Победитель определяется по сумме очков.
Знаешь ли ты рыб?
Цель игры: сформировать знания детей о рыбах (название, строение) и умения различать рыб по внешнему виду.
1 вариант. Игра состоит из 10 пар картинок, на которых изображены различные рыбы. Один набор картинок раздается играющим, другой остается у ведущего. Он показывает по очереди картинки и, называя изображенную на картинке рыбу, спрашивает: «У кого такая же?». Получающий картинку должен назвать нарисованную на ней рыбу. По предложению ведущего, дети рассказывают: кто изображен на картинке, обращая внимание на название рыбы, цвет, форму и части ее тела, где живет та или иная рыба (в реке, озере, море), чем она питается.
2 вариант. Используя те же картинки, можно поиграть с загадками. Ведущий рассказывает, кто
изображен на
картинке, не показывая ее. Играющие должны по описанию угадать, о какой рыбе идет речь,
назвать ее и показать картинку.
Кто дружит с деревом?
Цель: закрепить знания о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Материал: панно с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых; кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.
Правила игры: на столе лежит панно и разложены карточки с картинками. Дети по очереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает почему это животное дружит с деревом.
Например. Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму.
Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу,
насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.
Звездный час
У детей карточки с цифрами от 1 до 3. Учитель или ведущий задает вопросы с вариантами ответов. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звезд, тот и победитель.