Игры на уроках окружающего мира в 4 классе
Игры на уроках окружающего мира в 4 классе
Чемодан
Учитель начинает предложение «Я собираюсь в путешествие в тундру и укладываю в чемодан…»
Суть игры состоит в том, что детям необходимо придумать любую вещь, которую они хотят взять
с собой в путешествие по заданной природной зоне. Каждое новое слово, сказанное школьниками,
нужно запоминать и воспроизводить потом сначала. Количество слов использовать около
15-20.
Дальше уйдет, кто больше назовет
От каждого ряда вызываются по одному представителю, остальные – зрители. Учитель называет тему,
например, «Растения леса» или «Животные степи». Представители команд располагаются в
шеренгу. По заданию учителя они поочередно называют слово и делают шаг вперед. Повторяться
нельзя. При затруднении считают до пяти, если ответа нет, игрок остается на месте, а ход
переходит к следующему участнику. Игра закончится, когда ни у кого не будет варианта ответа.
Победит тот, кто дальше пройдет.
Артисты и художники
В каждой команде выбираются «артисты» и «художники».
1 вариант. «Художник» команды выходит из класса, команда выбирает карточку, на которой записано какое-либо явление или понятие по заданной теме. Когда «художник» возвращается в класс, для него «артист» показывает «пантомиму» по выбранной карточке. «Художник» должен узнать и изобразить всё рисунком.
2 вариант. Команды выбирают карточки с заданиями. Даётся время на подготовку, потом команда показывает пантомиму, соперник отгадывает.
Что нужно для жизни
Цель: научить определять местообитания и условия существования растений и животных, расширить представления об экологических факторах среды.
Оборудование: три кубика с оформленными гранями. На гранях первого кубика обозначены различные местообитания: лес, тундра, степь, пустыня, лесостепь, почва. На гранях второго кубика нанесены различные значения температуры: -20°С, 0°С, +10°С, +20°С, +30°С, +50°С. Третий кубик демонстрирует обеспеченность влагой или ее качество: пресная вода, соленая вода, мало осадков, много осадков, достаточное количество воды, воды очень мало.
Игроки поочередно бросают кубики. Нужно по показателям кубиков составить характеристику среды или природной зоны и определить, какие организмы могут в ней обитать. В игре могут участвовать от четырех человек до целого класса одновременно.
Один ученик выбрасывает первый кубик. Выпадает, например, пустыня. Остальные играющие дают характеристику пустыни и предполагают, какие животные могут в ней обитать. Второй выбрасывает кубик «температура», например, -10°С. В этом случае участники игры предполагают, что это может быть скорее ледяная пустыня, и соот-ветственно определяют, какие могут быть здесь животные. Третий ученик выбрасывает кубик «вода», например, соленая вода. Участники игры должны дать описание ледяной пустыни, но находящейся в соленой воде, т.е. в море или океане. Они приходят к выводу, что это скорее всего арктическая пустыня - айсберги или острова. Круг сузился, и теперь задача играющих назвать как можно больше растений и животных.
В том случае, если условия оказываются не соответствующими ни одной из возможности реальных ситуаций (например, лес, +50° С, соленая вода), участники должны обосновать, какой из трех кубиков нужно бросить еще раз, по своему усмотрению. Игру можно проводить, разбив класс на команды и выбрав жюри из трех человек, которое будет оценивать результаты. Каждая из команд может дополнять ответ другой команды, при этом ей засчитываются очки.
Природные сообщества
Цель: закрепить знания о природных сообществах и формировать умение составлять цепи питания.
Оборудование: разрезные карточки с изображением растений и животных тайги, смешанного леса, дубравы размером 6x5 см. Кроме того, необходим набор больших карточек с изображением лиственных и хвойных деревьев, доминирующих в сообществе, размером 20x12 см. Например, набор малых карточек: лещина, кислица, майник, ландыш, шиповник, клен, мох, папоротник, вороний глаз, лиса, кабан, белка, бурундук, волк, лягушка, жук-короед, паук-крестовик, ласка, зяблик, дятел, сова, тетерев, куропатка и т.д. Набор больших карточек: сосна, ель, дуб, береза, липа, осина и т.д.
Задача игры: правильно составить данное сообщество и цепи питания в нем.
Игру лучше проводить попарно. Учащимся выдаются одинаковые наборы малых карточек и 2 большие карточки с изображение деревьев. Причем набор больших карточек отличается у каждой пары. Моделирование сообщества осуществляется с помощью больших карточек. По большим карточкам учащиеся должны определить, в каком лесу растут данные деревья, и из малых карточек выбрать те организмы, которые обитают рядом с этими деревьями в данном сообществе. Кроме того, они должны составить несколько цепей питания, характерных для данного лесного сообщества.
Эту игру можно слегка видоизменить и предложить учащимся ответить на вопрос «Что будет, если...?» Они должны смоделировать ситуацию, при которой какие-то организмы (растения или животные) исчезли из сообщества в результате хозяйственной деятельности человека или просто изменения каких-либо условий. Например, вырубка леса, исчезновение насекомоядных птиц и т.д. Прогнозируя возможные изменения в сообществе, учащиеся тем самым убеждаются в необходимости мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.
Созвездие
Игровые действия. У детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдаётся звезда. Выигрывает тот, кото из звезд первым составит созвездие.
Примерные вопросы:
- Кто из животных не живёт в тайге? (1 - волк, 2 – жираф, 3 – лиса).
- Все ли эти птицы занесены в Красную Книгу? (1 – утка-мандаринка, 2- сокол, 3 –
воробей).
-Какой из этих грибов ядовитый? (1- белый гриб, 2 – маслята, 3- бледная поганка).
-Назовите лиственные растения (1 –ель, 2- берёза, 3 – клён).
- Все ли эти змеи ядовитые? (1 –гадюка, 2 –уж, 3- кобра).
-Какое из этих животных живёт в пустыне? (1- верблюд, 2 –тигр, 3- медведь).
Подобную игру можно провести на обобщающем уроке по выбранной учителем теме.
Планеты солнечной системы
Цель: изучить особенности планет солнечной системы.
На основе видеоматериала о планетах солнечной системы или экскурсии в планетарий проводится
«Полёт-путешествие» с заходом на каждую планету солнечной системы. Класс делиться на группы
– экспедиции – которые изучают планету на основе дидактического материала, а потом
поочерёдно совершают «экскурсию» по своей планете выступая в роли экскурсоводов, остальные
дети могут задавать вопросы: интересоваться рельефом, условиями, температурой, возможностью
для существования человека и заполняют «карту путешественника». Игра заканчивается, когда
все участники «возвращаются» с последней планеты. Подводится итог путешествия.
Мяч поймай – на вопрос отвечай
Цель: формировать сосредоточенность внимания и быстроту ответа, по частному определять общее, из общего определять частное.
Игровая задача: кто быстро и правильно ответит.
Игровые действия: ловить мяч и отвечать на вопрос.
Правила игры. Внимательно слушать вопрос и при получении мяча отвечать в соответствии с
вопросом.
Оборудование: мяч средней величины.
Учитель: сегодня у нас будет дидактическая игра Мяч поймай – на вопрос отвечай. Отвечать будет тот, кому я брошу мяч. Далее учитель задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают. Если ответа нет, ученик может передать мяч другому. Если дети освоили правила, можно ввести изменения: ученик, ответивший на вопрос, сам задает вопрос и выбирает отвечающего. Победит тот, кто ответит на все заданные вопросы.