Методика проведения игр
Методика проведения игр
С педагогической точки зрения дидактические игры - это такая форма организации обучения, в которой субъекты учебно-воспитательного процесса являются его активными участниками.
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение.
Учитель определяет выбор разыгрываемых ситуаций и их сложности, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Для младших школьников наиболее приемлемы игры с решением различных ребусов, кроссвордов, шарад, путешествий по карте. Такие игры менее тру-доемки, их можно использовать систематически. Разнообразя процесс обучения в начальной школе, игры побуждают детей к активной деятельности. Подбирая игры к уроку, важно учесть уровень сложности и в то же время доступность детям.
Чтобы облечь урок в игровую форму в школьной практике, необходимо соблюдение следующих условий:



Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды игровой деятельности:




В игровой учебной деятельности роли учителя и ученика изменяются. Учитель в игре становится одновременно режиссером игры, консультантом по организации познавательной деятельности и нередко ее участником. Ученики в игре - активные участники учебного процесса: они сами определяют цель игры, ищут способы ее достижения, вырабатывают возможные пути решения возникающих задачи
Начиная подготовку к игре, учителю следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы: какова ее цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей (соревнование отдельных участников, команд, классов); как подводить итоги.
Организатору игры необходимо:
- выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время
игры;
- наметить роли учеников;
- подобрать необходимое оборудование;
- продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий
срок, можно ли будет их изменить в целях активизации класса;
- обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации;
- решить, как использовать результаты игры;
- определенить время проведения игры: когда, на каком уроке или во
внеурочное время.
При проведении игры необходимо соблюдать правила:
- исключить порицание и критику во время игры. Учителю, следует показать, что достичь цели
можно различными, более или менее продуктивными путями, но не может быть «правильных» и
«неправильных», «лучших», и «плохих» путей;
- обстановка во время игры должна быть доброжелательной, спокойной;
- учитель должен достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с учениками,
исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что
происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия;
- во время игры дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, быть достаточно
активными;
- при организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними
конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу;
- при проведении игр нужно учитывать психологические особенности младших школьников;
- в игровой процесс должны быть вовлечены все обучающиеся, не должно быть пассивных
наблюдателей.
Этапы организации деловой игры: подготовительный, предварительный,
основной, этап анализа, заключительный этап.
1. Этап подготовки начинается с разработки сценария.
В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы,
обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры,
содержание ситуации и характеристика действующих лиц.
2. Предварительный этап начинается с определения режима работы, формулировки
главной цели занятия. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается
дополнительная информация, при необходимости участники обращаются к ведущему и экспертам за
консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.
Правила запрещают отказываться от доставшейся роли, выходить из игры, пассивно относиться к
игре, нарушать регламент и этику поведения.
3. Основной этап - проведения игры. Никто не имеет права вмешиваться в ее ход и
изменять ее. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отходят от
главной цели игры.
4. Этап анализа - обсуждение и оценка игрового события, выступление экспертов,
обмен мнениями, защита своих мнений, выводов.
5. Заключительный этап - педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки,
формулирует итог занятия в соответствии с поставленной педагогической целью.
Работу по использованию игровой деятельности на уроках "Окружающего мира" учитель должен проводить систематически, использовать в работе разнообразные методы и приемы игровой деятельности, применяя их в системе и в комплексе, чтобы они дополняли друг друга.
Имитационная игра - развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и «обратных связей», планирования действий на длительную перспективу, способствуя, таким образом, творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее. Учитывая трудность «постановки» имитационно-ролевых (или ситуационных) игр, они не могут применяться часто - один-два раза в течение учебного года. Такие игры более приемлемы для учащихся 3-4 классов.
Для младших школьников больше подходят ролевые игры или игры с определенными правилами, выполнение которых позволяет достигнуть определенных результатов, решить поставленную задачу. Сценарий игры должен содержать описание структуры и назначения объекта, положения, обстановки. В процессе игры создается обучающая ситуация, поощряется поиск ответа на поставленные вопросы. Во время игры нельзя: - нельзя навязывать игры детям. Старайтесь вместе с ними выбрать игру или придумать ее; - нельзя, чтобы кто-то из детей оставался вне «игрового поля»; - нельзя, чтобы результаты игры унижали личность ребенка; - нельзя кричать на детей; - нельзя предлагать ребенку ту или иную роль, если вы не уверены, что он с ней справится; - нельзя подгонять результаты игры под желаемый результат; - нельзя противопоставлять себя группе детей. Играйте вместе с ними.
Игры с использованием интерактивного оборудования, дидактического материала, ролевые игры могут быть использованы на всех этапах урока, в зависимости от поставленных задач.