ФГОС СПО Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержден Приказом Минобрнауки России от 07.12.2017 N 1196
ПОП Профессионалитета специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Зарегистрировано в государственном реестре примерных образовательных программ Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-295 от 27.06.2023
ПМ.03 Организация деятельности производственного подразделения
МДК 03.01 Планирование и организация работы структурного подразделения
Тема: Типы организационных структур
Организация | это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования. |
Организационная структура предприятия | схема или модель, поясняющая взаимосвязи сотрудников или подразделений для достижения общих целей бизнеса. Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия. |
Типы организационных структур | в мировой и российской практиках существует всего шесть типов ОСП: линейная (или пирамидальная), функциональная, линейно-функциональная (или линейно-штабная), дивизиональная, матричная, комбинированная. |
Линейный тип | это самая простая иерархическая структура управления, называемая также пирамидальной или бюрократической. Линейная структура состоит из руководителя (предприятия) и нескольких подчиненных работников, крупные же предприятия могут иметь до 3-4-х и более уровней иерархии. |
Функциональный тип | структура, в которой должностные позиции группируются в организационные звенья по признаку выполнения ими функций. Основные функции определяют направленностью экономической ролью организации. |
Линейно-функциональный тип | иерархия как форма существования бизнеса относится к типу, так называемой, линейно-функциональной организационной структуре. Это означает, что сотрудники подчиняются тем, кто стоит над ними, при этом конкретные функции отданы в ведение отдельным вертикалям. |
Штабной тип | данный вариант структуры в первую очередь предназначен для организации работы менеджеров высшего звена управления. При таком руководителе создается группа подразделений, целью которых является получение и анализ необходимой информации, подготовка и обеспечение руководства необходимым набором вариантов решения конкретной проблемы. |
Дивизиональный тип | под дивизиональной понимается организационная структура, при которой создаются автономные подразделения или дивизионы. У каждой из них есть начальство, которое отвечает за выполнение задач конкретно своего отделения. Также персонал подчиняется главному руководству, которое управляет всеми подразделениями. |
Матричный тип | это рабочая структура, в рамках которой участники команд подчиняются нескольким руководителям. В матричной организации участники команды (которые могут работать как в офисе, так и удалённо) подчиняются руководителю проекта, а также главе своего подразделения. |
Проектный тип | проектная организационная структура, разновидность организационной структуры управления (ОСУ), основанная на создании временных подсистем внутри организации для решения конкретной поставленной задачи (разработка проекта и его реализация). |
Бригадный тип | бригадная (кросс-функциональная) форма управления компанией Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам), во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются: автономная работа рабочих групп (бригад). |
Элементы организационной структуры | основными элементами организационной структуры являются звенья управления, уровни управления, связи управления и масштаб управляемости (сфера контроля или интервал управления). Звеном управления является орган управления или работник, которые выполняют специализированные управленческие функции. |
Ознакомьтесь с теоретическим материалом по новой теме. Просмотрите динамическую инфографику по теме «Типы организационных структур».
Если в процессе изучения материала возникнут вопросы, запишите их для дальнейшего обсуждения с преподавателем или с группой обучающихся.
Обратите внимание на основные вопросы, подтверждающие взаимосвязь знаний и умений при изучении модуля: типы организационных структур, иерархический тип организационной структуры включающий (линейный, функциональный, линейно-функциональный, штабной и дивизиональный типы управления), органический тип организационной структуры включающий (матричный, проектный и бригадный типы управления).
Соблюдайте здоровьесберегающий режим: чередуйте работу с электронными носителями с отдыхом и гимнастикой для глаз.
Организовать просмотр динамической инфографики и последующую беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
Создать условия для освоения обучающимися знаний в форме интерактивной деятельности.
Формировать у обучающихся мотивацию к усвоению нового материала, образованию как основному инструменту достижения личного и профессионального успеха.
Познакомить обучающихся с типологией организационных структур управления, с иерархическим и органическим типами организационной структуры.
Содействовать установлению в сознании обучающихся устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной деятельности.
Фиксировать предложенные обучающимися гипотезы, курировать их обсуждение.
Повторите ранее пройденный материал (Проведите практическую работу с виртуальным оборудованием и фиксацией ее результатов в ЭОМ).
Запустите виртуальный тренажер по теме «Типы организационных структур».
В ходе практической работы выполните тренировочные тестовые задания, которые помогут освоить новый материал.
Уделите особое внимание правильной организации рабочего места.
Детально изучите тему «Типы организационных структур».
Проведите практическую работу с виртуальным оборудованием и фиксацией ее результатов в ЭОМ.
Выполните тренировочные задания на проверку первичного освоения материала.
При выполнении заданий обратите внимание на рекомендации преподавателя.
При возникновении ошибок возвращайтесь к повторному изучению теоретического материала
Организовать практическую, в т.ч. самостоятельную, деятельность обучающихся для отработки навыков решения определенных учебных заданий.
Обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
Объяснить обучающимся порядок выполнения заданий.
Консультировать обучающихся по мере необходимости.
Обеспечить в ходе выполнения тренировочных заданий повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся, установить причины выявленных недостатков.
Использовать вопросы, требующие интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.
Привлекать обучающихся к дополнению и корректировке ответов, создавать условия для фронтальной и групповой работы.
Активизировать познавательную инициативу обучающихся и формирование их профессиональной компетентности.
Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимательности, наблюдательности.
Способствовать развитию умения правильно составлять план и пользоваться им, сопоставлять факты и события, сравнивать, анализировать, систематизировать материал и формулировать выводы, находить нужную информацию и использовать ее на практике.
Запустите интерактивный тренажер по теме «Типы организационных структур».
Последовательно ознакомьтесь с условиями учебной задачи.
Обратите внимание на отсутствие подсказок и ограниченное число попыток.
При выполнении заданий обратите внимание на рекомендации преподавателя.
Осуществите самопроверку и предварительную оценку.
Используйте технологию пошагового контроля по результату за каждое задание.
При возникновении ошибок возвращайтесь к повторному изучению теоретического материала.
Выполните тренировочные задания на проверку приобретенных знаний, умений и навыков: - интерактивное задание с выбором одного правильного ответа -10 задания; - интерактивное задание с вводом строки – 1 задание; - интерактивное задание на установление соответствия – 2 задания; - интерактивное задание с выбором нескольких правильных ответов – 2 задания.
Сформулируйте конечный результат своей работы.
При возникновении ошибок возвращайтесь к повторному изучению теоретического материала.
Обеспечить формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях, в т.ч. при выполнении заданий разного уровня сложности.
Контролировать выполнение заданий.
Проверить степень усвоения знаний, умений при выполнении заданий разного уровня сложности.
Мотивировать обучающихся для получения максимального количества баллов и подтверждения профессиональной компетентности.
Отмечать степень вовлеченности обучающихся в работу.
Подготовить обучающихся к самооценке и рефлексии.